Ребенок вполне готов к восприятию информации о нашей планете, причем задолго до того, как в его учебном расписании появится предмет с названием география. И любой родитель может помочь ему в этом.
Именно в этом была убеждена моя мама, покупая мне, а потом и моей дочке, карту мира в возрасте четырех лет. География, биология и другие естественные науки никак не связаны с моей профессией, но любовь к этой теме у меня не проходит. Наверное, поэтому мне интересно обсуждать ее с ребенком. Хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу того, как развить географические представления у дошкольника и младшего школьника. Главное способы сплошь приятные!
Играем в лото
Даже с совсем маленьким ребенком можно играть в лото, типа Зоопарк. Как правило, на больших карточках, которые раздают игрокам, животные сгруппированы по определенному признаку. К примеру, на каждой карточке животные конкретного континента или климатической зоны. Здесь большой простор для беседы: чем похожи жители одной местности и чем они отличаются от жителей другой. Почему они такие?
Пусть малыш пофантазирует, зачем лисичке из пустыни большие уши, а полярной лисе белая шерсть. О чем-то он догадается сам, а где-то вы ему подскажете.
В моем детстве было еще Географическое лото (предназначенное для детей с 12 лет, но играли мы в него прекрасно и в шесть). Из него я по сей день помню, какой цветок на нашей планете самый большой, а какая птичка самая маленькая. Многократное повторение в игре даже достаточно сложных для целенаправленного заучивания сведений, приводит к их автоматическому запоминанию.
Смотрим кино
В канун первого класса мы дочкой взялись смотреть В поисках капитана Гранта. Сюжет, как и любой другой у Ж. Верна, захватывает. Но еще интереснее, когда под рукой есть карта, по которой можно после каждой серии следить за продвижением героев в их пути, полном приключений, строить свои догадки о нахождении Гранта, а заодно научиться определять долготу и широту.
Кадр из фильма Дети капитана Гранта
Спустя пару лет мы зачитывались повестями Дж. Даррелла человека, собиравшего животных для своего зоопарка по всему миру. Под пологом пьяного леса, Земля шорохов, Поймайте мне колобуса и другие не только заставляют посмеяться и поплакать, учат бережному отношению ко всему живому, но и открывают простор для изучения многообразной природы нашей планеты. И снова мы водим пальчиком по карте, чтобы проследить маршрут путешествия Даррелла и его команды.
На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.
Ищем клады
Любая карта это схематическое изображение местности, ее план. Начните с того, что нарисуйте план вашей квартиры и отметьте на ней спрятанные для ребенка подарки клады, которые он должен отыскать, руководствуясь картой.
Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.
Наверное, помните, как в школе изучали топографичекие знаки лес, сад, болото, железная дорога, река и другие? Можно показать их ребенку, а потом попробовать попутешествовать по готовой карте где-нибудь за городом, в сельской местности. Еще интереснее нарисовать такую карту самим во время загородной поездки.
Собственно говоря, а зачем нам непременно стандартные топографические знаки? Мы можем придумать и свою систему условных обозначений объектов на местности, зарисовать ее и теперь придумывать свои карты близлежащих дворов. Вечером можно предложить папе определить, какой из дворов вашей округи вы изобразили (предварительно, познакомив его с вашими условными обозначениями, конечно). И, наконец, прячем клад (красивый камушек, например) в потайном дупле старой яблони, наносим его на карту. И играем в Остров сокровищ!
На видном месте
Чтобы информация не забывалась, а, главное, чтобы у ребенка была возможность ее переварить в своем темпе, важно чтобы опорный материал был где-то на виду. Карта мира или области на стене, атласы, наборы открыток под рукой. Невзначай разглядывая все это, используя в играх, ребенок начнет делать собственные маленькие открытия, задавать вопросы, ответы на которые его действительно волнует.
Играем в Города
Алапаевск Краснодар Рязань и т.д. Это хоть и банально, но развивает не только географические представления, но и грамотность (на какую букву начинается заканчивается название города), внимание (какой город уже называли, какой нет), память. А главное, такая игра позволяет легко скоротать время в дороге или в очереди.
Мне нравится играть еще и в географические названия. Тут по тому же принципу можно называть страны, континенты, моря, реки, горы и т.д. Естественно, при этом стоит уточнять, о каком именно объекте идет речь, чтобы у ребенка не вышло каши в голове из названий стран и городов.
Можно играть в страны столицы. Китай Пекин, Япония Токио. Или задавать географические задачки Эта страна находится на юге Европы и по форме напоминает сапог, Эта страна занимает целиком один континент и т.д. Если найти отгадку для начала трудно, подскажите, каким цветом страна обозначена на карте. Причем пусть ребенок тоже задает вам вопросы, а не только вы ему. Чаду будет очень интересно наблюдать, как мама изо всех сил вглядывается в карту в поисках континента, похожего на перевернутое вверх ногами кресло. Ребенок и не такое в очертаниях может найти!
Путешествуем
Способ, конечно, самый дорогостоящий, но и один из самых запоминающихся и приятных. Так или иначе, но сегодня многие семьи могут позволить себе куда-то выехать в отпуске. Отправляясь в другой город или страну, заранее определите ее географическое положение (те же широту и долготу). Обсудите, почему погода там отличается от погоды в вашем городе? Какие растения растут, какие животные водятся? Что там может быть особенно интересным, а что опасным?
Соберите в отпуске гербарий, подписывая названия растений. Привезите домой красивые камушки, ракушки, желуди, орехи и т.д. Эти мелочи не только приятные воспоминания и материал для поделок, но и еще один повод задуматься над загадками природы: почему в ракушке шумит море, а листья разных растений так не похожи друг на друга?
Школьники могут по итогам поездки сделать электронную презентацию, куда выберут самые необычные снимки и факты. По крайней мере, у нас в школе такие презентации на уроках окружающего мира очень приветствуются.
Домашняя заготовка
В завершении хочу предложить вариант игры, с помощью которой мы развлекались в компании восьмерых детей в возрасте 9 11 лет. Сразу скажу, что если ребенок впервые слышит про стороны света, параллели и меридианы, то играть ему будет сложно. Но если в компании хотя бы несколько человек ориентируются на карте или проведена предварительная подготовка, то дело пойдет.
Для игры в путешествие понадобится политическая карта мира. Сначала задаем ребятам координаты, по которым нужно угадать, в какую страну мы сейчас направляемся. К примеру, говорим: 40 северной широты, 23 восточной долготы. Дети определяют, что речь идет о Греции. Дальше предлагаем угадать текущую погоду, определяем, чье предположение ближе всего к реальному прогнозу погоды в столице (тут взрослому потребуется подготовка накануне придется заглянуть на гисметео).
Потом можно рассказать несколько интересных фактов о стране. К примеру, А знаете ли вы что греческий язык имеет самую длинную историю и насчитывает 34 века только письменного периода? Высшая точка Греции гора Олимп. В Греции всего 20 озер (а в Челябинской обл. 3748). Возраст некоторых греческих кипарисов достигает нескольких тысяч лет. Греки едят больше всех в мире сыра, здесь его производится 50 сортов и т.д.. Можно переформулировать эти факты в виде вопросов, начинающихся со слов А правда ли, что и сыграть в верю не верю. Только тогда на ходу придется придумать какой-нибудь завиральный факт, не соответствующий действительности.
У нас в компании были мальчики-спортсмены. Им я предлагала угадать, какой спорт самый популярный в том или другом государстве. К примеру, по данным Википедии, в Греции это футбол и баскетбол.
Ну и, наконец, самое интересное играем в игру, популярную в стране, в которую мы прибыли, или игру, которая как-то с ней ассоциируются. К примеру, в Греции есть игра Амальгата. Заранее надо подготовить коробку с разными шарфиками, зонтиками, коронами, медалями-кубками и другими атрибутами, которыми могут воспользоваться мальчики и девочки для создания образа.
Водящему завязывают глаза, он считает вслух. В это время игроки могут нарядиться, принять любые позы. В какой-то момент водящий прекращает считать и громко произносит: Амальгата! (по-гречески статуя). Он снимает с глаз повязку и внимательно смотрит на игроков. В это же мгновение все игроки должны замереть в позе какого-нибудь героя. Ведущий подходит к каждой статуе и присматривается, не шевелится ли она. Если только статуя зашатается или улыбнется, она выбывает из игры. Самый стойкий игрок становится победителем и водящим в следующей игре.
Затем задаем новые координаты, и отправляемся, к примеру, в Японию. Угадав погоду, обсуждаем интересные факты. Выясняем, что официальное название страны Нихон коку, что конституция Японии запрещает стране иметь свою армию и участвовать в войнах, а на японской карте мира эта страна расположена в самом центре. А заодно, что японцы планируют построить базу на Луне к 2030 году.
Потом беремся за японскую детскую игру Кагоме. Один из детей выбирается демоном он закрывает глаза и садится на пол в центре. Остальные водят вокруг него хоровод и поют. Когда песня прекращается, демон называет имя того, кто стоит за его спиной и, если угадывает, этот игрок становится водящим.
В Индонезии можно сыграть в суматранскую игру: Букашка, слон, человек аналог наших Камень, ножницы, бумага. Мизинец на руке обозначает букашку, указательный палец человека, а большой слона. Сжимаем кулак, а на счет три, каждый игрок выбрасывает один из этих пальцев. При этом считается, что человек сильнее муравья, слон сильнее человека, а муравей сильнее слона, соответственно определяется победитель.
Если среди игр народов мира не удается найти приемлемый вариант, а съездить в какую-то страну хочется, можно найти другой выход. К примеру, в Египте детям можно предложить сделать друг из друга мумии с помощью туалетной бумаги. В Антарктиде же и вовсе никаких детей, а значит и детских игр, нет. Но зато там очень суровые условия, и полярники всегда работают сообща, во всем помогают друг другу. И путешественники могут поступать так же. Делимся на пары. В паре нужно обняться, так чтобы у одного игрока была свободна правая рука, а у другого левая. У каждой пары задание: вставить нитку в иголку, заплести косичку у куклы или лошадки, вставить стержень в шариковую ручку.
Одним словом, поиграть можно во все, на что фантазии хватит. У меня разработан план для путешествия в десяток стран, могу поделиться, кому интересно. Хотя придумывать игры самим, исходя из вкусов вашего ребенка и его друзей, по-моему, отдельное удовольствие. Творите, пробуйте! Пусть для ребенка останется как можно меньше белых пятне на карте.
Фото: ,