Цирк – особый вид искусства, заряжающий зрителей весельем, жизнелюбием, верой в человеческие силы и возможности. И сейчас у нас есть возможность получить новую порцию радости и хорошего настроения – со 2 февраля в Екатеринбургском цирке идет программа «Империя львиц»! В ней представлены классические, всеми любимые цирковые жанры, про которые говорят: «Настоящий цирк!»: прыжки и полеты, волшебные иллюзии, канатоходцы и эквилибристы, конный цирк, клоунада, жонглирование, и высокое искусство дрессуры. Очень хорошая, сильная программа!
Жанр акробатики представлен в этой программе в нескольких номерах. Наверное, вы знаете, что цирковая акробатика отличается богатством трюков, элементов и различных форм исполнений подразделяется на множество видов. Акробатика бывает воздушная и партнерная, а партерная, в свою очередь, делится на прыжковую (батут, трамплин, подкидные доски), вольтижную и силовую (без применения подкидывающих приспособлений), пластическую и конную. В этой программе мы увидели несколько разных оригинальных акробатических выступлений.
Понравились «Фрик`адельки»! В создание этого номера вложено немало выдумки, таланта и любви. Акробаты на высоком канате п/р Сергея Карпова очень артистичны, костюмы и музыкальное оформление органично вписываются в сюжетную составляющую. Номер проходит в хорошем темпе, много технически сложных элементов. Часто бывает, что детям трудно в полной мере оценить выступления акробатов или эквилибристов, но здесь, по-моему, всем было понятно, что трюки опасные. Моя дочка несколько раз спрашивала – у всех ли артистов страховка (у всех, просто не все сразу разглядели!), а когда артисты выстроили пирамиду – нижний, на нем второй артист с першем (шестом) на лбу, на вершине которого партнерша выполняет стойку на голове – искренне заволновалась: «Они же сейчас упадут!».
Напомню, что трюки на канате бывают «неотрывными» – когда во время перехода по канату одного или группы артистов в пирамиде или другой сложной конфигурации, с использованием различных предметов, не производится прыжков или перестроений, и «отрывными» — разнообразные сальто и прыжки одного акробата на плечи другого, уже стоящего на канате. Эти трюки считаются особо сложными, так как, в отличие от партерной акробатики, здесь артисты находятся на неустойчивой, зыбкой опоре – канате, и для успешного выполнения трюка нужно отточенное, натренированное чувство баланса и отличная координация.
Когда будете смотреть это выступление, обратите внимание, как легко и изящно выполняют ребята эти сложные трюки.
Очень неожиданным и эффектным был номер «Бронзовые скульптуры» — выступление групповых акробатов п/р Александра Терентьева. Эта группа работает в жанре пластической акробатики, для которой характерна особая гибкость артистов, высокая пластичность и «текучесть» движений.
У каждого человека степень эластичности тела сугубо индивидуальна и зависит от подвижности межпозвоночных хрящей. Природные данные имеют здесь большое значение. Соответствующей тренировкой их можно развить до такой степени, что гибкость тела становится из ряда вон выходящей.
На вращающемся пьедестале – скульптурная группа античных бронзовых фигур, которые оживают в лучах прожектора и начинают медленно и плавно двигаться. Необычность выступления — в сочетании несочетаемого: подсознательно ожидаемой неподвижности и монументальности статуи, и невероятной гибкости, какой не ждешь от человека. Рельефные, мускулистые тела, замедленные, текучие движения, особенная пластика — действительно, можно на минутку поверить, что это живые скульптуры танцуют какой-то свой танец, танец каменных и бронзовых фигур.
В финале выступления артисты замирают, а из основания пьедестала начинают бить струи воды. Возвращаемся к реальности: на сцене – парковая скульптурная группа с фонтаном. Так был волшебный танец или все это просто музыкой навеяло?
Произвел впечатление на меня акробатический ансамбль «Московское время», выступление акробатов на подкидных досках п/р Народного артиста, обладателя высшей награды в области циркового искусства «Золотой клоун» в Монте-Карло, Вячеслава Черниевского.
Я раньше не знала (возможно, вы тоже не знаете), что Черниевский работает в этом жанре уже 47 лет, он самый заслуженный в мире артист цирка: со своим коллективом участвовал во всех мировых цирковых фестивалях, и на каждом (!) получил высшую золотую награду. Попасть на выступление этого акробатического ансамбля – большая удача, потому что в России они бывают редко. График гастрольных туров напряженный, расписан на многие месяцы вперед, и ждут Черниевского в самых разных уголках земного шара. Без преувеличений!
Подкидная доска — одно из простейших подкидывающих устройств, действует по закону рычага: на один из ее концов встает акробат-верхний, на другой, приподнятый, прыгает с высоты партнер, отбивая доску. От удара, усиленного весом отбивающего, конец рычага резко поднимается и подбрасывает акробата вверх.
Подкидная доска в акробатике стала применяться в начале 20 века. Впервые упражнения с подкидной доской демонстрировались в 1903 г. в Праге, а в России — в 1906 г., в Петербурге.
Это выступление нужно видеть своими глазами – и я бы сказала, что уже только ради этого номера стоит сходить на новую программу! Смотрели все – и дети, и родители, взрослые восхищались уникальными трюками, дети приплясывали, сидя на своих креслах. Отличная тематическая театрализация — характерные костюмы, зажигательная музыка, захватывающе быстрый темп исполнения – все работает на создание образа: бесшабашные, рисковые парни послевоенного времени советской эпохи легко, играючи, немного рисуясь, исполняют невероятные трюки! И вот эта непринужденность, исполнение сложнейших прыжков как бы между делом, поражает. А ведь действительно уникальные прыжки! Сальто-мортале в пять оборотов не делает больше никто в мире, редчайшие трюки на одной ходуле (артист на ходуле делает сальто в несколько оборотов с пируэтами), особенно хороши трюки с першем (шестом). Судите сами: стоя на вершине поясного перша, акробат сам удерживает в поясном креплении второй перш с закрепленным наверху креслом. Другой акробат, выполняя заднее сальто в несколько оборотов, буквально взмывает под купол и приземлялся точнехонько в это кресло… Словами не описать!
Этот жанр циркового искусства считается одним из самых опасных, а все участники группы – заслуженные мастера спорта.
Вот такие необычные акробатические номера в нынешней программе, и даже клоуны не простые, а парные акробаты-коверные, лауреаты международного конкурса в Италии, Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Беларусь, Александр Воронецкий и Сергей Панов. Клоуны, между прочим, владеют многими цирковыми жанрами, хоть и прикидываются на манеже неуклюжими неумехами. Для того, чтобы это «неумение» хорошо и правдоподобно, без риска получить травму, изобразить, нужно сначала отточить навыки до совершенства.
Мне в этой программе понравилась реприза с жонглированием чугунками: клоуны вышли на манеж с двумя ухватами и пятком чугунков, и ловко перебрасывали тяжелые звякающие-брякающие предметы друг другу, подкидывая и ловя их при помощи ухватов. Конечно, не обошлось и без комически-драматического момента: один из чугунков, вместо того, чтобы попасть на ухват, полетел в зрительный зал. Я, честно, даже на секунду испугалась, не сразу поняла, что это резиновый муляж, а вовсе не тяжелый чугунный котелок. Дети очень хохотали над репризой с козой, и вообще детям клоуны понравились.
Есть в этой программе и выступления воздушных гимнастов: «Вьюга» Евгении Полусаловой (корд-де-парель и корд-де-волан) и «Птица» Надежды Терентьевой (воздушное кольцо). Очень понравилась «Птица», по-моему, артистке удался образ птицы, удалось передать зрителям ощущение полета: струящаяся ткань, скорость, развевающиеся от ветра волосы…
Я — вольная птица в бескрайнем просторе,
Расправлены крылья в свободном пареньи,
Плыву, погружаясь в воздушное море,
И ветер ласкает мое оперенье.
Музыка становится громче, темп нарастает, и, следуя музыке, нарастают сложность трюков, скорость и высота полета. Красивый номер, выразительный и с настроением.
Дочери понравилось выступление оригинального эквилибриста Владимира Соляника, которое и называется «Оригинал». Владимир работает в жанре ручного эквилибра, в основе которого — равновесие в стойке на руках (на двух и на одной) и на голове, выполняемое на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся.
Дочь сказала: «Смотри, мама, акробат-жонглер, да еще умеет поперечный шпагат даже в воздухе делать!» Этот «поперечный шпагат» особенно её впечатлил, потому что ей самой такой шпагат пока не очень удается.
Ручной эквилибр – жанр, требующий от артиста больших физических усилий, так как в продолжение всего номера ему приходится многократно исполнять стойку на руках на различных неустойчивых точках опоры, преимущественно силовым приемом.
Удивили иллюзионисты! «Малахитовая шкатулка», иллюзионный аттракцион п/р Руслана Марчевского по-моему, один из наиболее ярких номеров программы. Традиционно от этого жанра ждешь определенного драматизма, таинственности, и для меня совершенно неожиданным оказалось комическое решение этого номера.
Это настоящий мини-спектакль! Стиль, костюмы, музыкальное оформление, манера подачи каждого фокуса подчинены единой идее и гармонично сочетаются. Исполнители умело обыгрывают каждый эпизод, и артистизм участников хочется подчеркнуть особо – ведь успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и от того, насколько изящно, легко, артистично он их преподносит зрителю.
Искусство иллюзии заключается в том, чтобы показать исчезновения, появления и перемещения предметов и людей как нечто сверхъестественное, заставляющее восхищенно ахать, ломать голову над тем, как может получиться то, что, по здравому смыслу, произойти никак не может. Конечно, мастерство иллюзиониста в быстроте и ловкости рук и применении специальной аппаратуры, и на овладение этим точным и тонким искусством требуется труд, труд и еще раз труд.
Я и сама с удовольствием смотрела, и за дочь радовалась – она была и озадачена, и удивлена, и просто веселилась во время этого номера. Особенно ей понравился парящий над стулом человек, дама, у которой «мама, у неё руки отдельно, ноги отдельно, и голова тоже отдельно!» и девушки-ассистентки, совершенно волшебным образом умеющие «пролезать сквозь мужчину».
Отличная новость для любителей маленьких пони! В этой программе они выступают в двух номерах: «Дрессура пони на свободе» п/р Виолетты Барон и «Дрессированные пони и обезьянки» п/р Инны Смолянец.
«На свободе» — значит, животные выступают как бы сами по себе, свободно, без жокеев-наездников, и управляет ими только дрессировщик. Пять симпатичных лошадок самостоятельно выполняют перестроения, бегут цепочкой или парами, выстраиваются шеренгой, кланяются, выполняют стойку на задних ногах, ложатся на манеж – и все это только по команде Виолетты Барон.
«Пони тоже кони»? Я узнала, что, в отличие от благородных лошадей, работать с милыми и симпатичными пони нелегко – у этих очаровашек очень непростой характер, пони крайне капризны и работают «под настроение». К счастью, дрессировщики знают маленькую слабость этих животных: за сухарик или ломтик морковки пони готовы на всё, и любые трюки выполнят быстро и без проволочек. Морковка – это такое лошадиное пирожное!
В жанре конного цирка существуют различные виды и направления: конная акробатика, жокейская работа, джигитовка, вольтиж, па-де-де и па-де-труа, высшая школа верховой езды. Каждый из них по-своему хорош и интересен, но сегодня я хочу остановиться на «высшей школе» — классике конной выездки и дрессуры. Номер, который меня очаровал, называется «Блюз», высшая школа верховой езды, под руководством лауреата национальной премии «ЦИРКЪ» Лауры Барон.
В основе жанра лежат сложные элементы, рассчитанные на внешний зрелищный эффект. Используя природные свойства лошади и различные виды ее хода и бега, наездник приучает животное выполнять всевозможные шаговые, скаковые, прыжковые и танцевальные движения, которые лошади не свойственны.
И это был, действительно, танец! Светлая лунная ночь, почему-то подумалось – майская, звуки просыпающегося леса, то ли журчание ручья, то ли птичьи голоса… из предутреннего сумрака появляются конь и девушка. Струится голубая вуаль лунного света, бегут по росистому лугу двое, радуясь весне, молодости, жизни.
Элегантное выступление, выполненное с безупречным вкусом! Конь гарцует, вальсирует, кланяется, движения выверенные, изящные, почти балетные. Лаура Барон управляет конем почти незаметно для зрителя, и создается впечатление, что мы видим слаженный танец хорошо чувствующих и понимающих друг друга партнеров.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Лаура управляет конем при помощи полотен ткани, пропущенных через специально разработанную систему креплений на спине коня. Традиционно в жанре в жанре «высшая школа верховой езды» наездник сидит в седле, и его задача – управлять лошадью при помощи поводьев и шенкелей (нижней частью ноги) так, чтобы зрителям казалось, что лошадь самостоятельно, без его участия проделывает в такт музыке все эти ритмические шаги, танцевальные движения и прыжки. Лаура многократно усложнила эту задачу — и успешно разрешила её, потратив на отработку номера несколько лет ежедневных тренировок.
Сестры Лаура и Виолетта Барон — потомственные дрессировщицы, представители знаменитой цирковой династии. Их отец, Даниил Борисович Барон, известен как выдающийся дрессировщик именно в жанре «высшая школа».
Для выступлений на цирковой арене очень важен внешний вид, экстерьер лошади – развитая мускулатура, ухоженность. Обратите внимание, какая блестящая у них шкура! Оказывается, у лошадей все как у нас: целый арсенал особых шампуней, бальзамов-кондиционеров, специальных щеток, а еще есть секрет (возьмите на заметку!) – в корм для лошадей обязательно добавляют семена льна, которые дают бриллиантовый блеск шерсти.
Завершающим аккордом стал аттракцион, давший название всей программе: «Империя львиц», дрессированные хищники, п/р Виталия Смолянец. Виталий выводит на манеж двух тигров и шесть львиц. Шпрехшталмейстер объявляет, что львицы родом из Алжира, и это самый злобный и плохо поддающийся дрессуре вид львов. После такого заявления особенно интересно посмотреть на «самых злобных», разглядеть, как они смотрятся, какие трюки будут выполнять (да и — будут ли?), как слушаются дрессировщика.
Этому аттракциону посвящено все второе отделение программы, арена окружена высокой металлической решеткой. Иногда сидящие на тумбах львицы оборачивались, и смотрели в зал, и, знаете, немного неспокойно было под этим взглядом…
Виталий работает с животными уже 15 лет, аттракцион со львами создал почти десять лет назад, и на сегодняшний день это единственный в мире аттракцион, где участвует шесть алжирских львиц. Кстати, Виталий – единственный в России дрессировщик, работающий именно с самками.
Львы – единственные кошки, образующие социальные группы — прайды. Прайд состоит из одного или нескольких взрослых самцов, нескольких самок (гарема самок) и их детенышей. В прайде всегда доминирует лев – самец, не обязательно самый сильный, но самый «авторитетный». В функции самцов входит только размножение и защита территории. Охота и воспитание детенышей выполняется в основном львицами. На охоте львицы действуют сообща, что позволяет им добывать даже очень крупных животных весом около тонны.
Работать с такими хищными «девочками» непросто. Нужно, чтобы они признали тебя «главой прайда», и не подвергали сомнению это главенство, и Виталию, безусловно, такое удается. Алжирские львицы самые крупные, каждая весит килограммов под триста, и если вздумает напасть – риск колоссальный! Да еще учтите, что в природе львицы охотятся сообща, поэтому и нападать привыкли вместе…
Впрочем, волнения напрасны — львицы слушаются Виталия и, в целом, охотно выполняют разные трюки, оставаясь при этом хищниками: если им что-то не нравится, хорохорятся, порыкивают, грозно скалят клыки. Был момент, когда мне показалось, что львица обдумывает и взвешивает, стоит ли подчиняться, испытывает дрессировщика «на прочность», но, по всей вероятности, это такой специальный, задуманный элемент выступления. Чуть позже мы увидели, какими доверительными могут быть отношения человека и животного, насколько велико взаимопонимание: Виталий кормил своих «девочек» вкусными мясными ломтиками, и даже не «с руки»! Сначала Виталий держал губами, а потом – смертельный номер! — положил себе на шею, на горло. Мне кажется, это очень опасно, ведь хищник все равно остается хищником, и как знать, не мелькнет ли в мохнатой лобастой львиной голове крамольная мысль…
Хищницы очень хороши собой: блестящая гладкая шерсть, тяжелые когтистые лапы, ленивая грация и текучие движения, полные внутренней силы. Эффектные трюки, длинные упругие прыжки, одни моменты забавны, в другие – сердце, и вправду, замирает. Дочку о-о-очень заинтересовало горящее кольцо, через которое прыгали львицы («мам, оно ведь железное? — Да. А, ну тогда оно не загорится!» А когда огонь запылал, изумление было неподдельным: как они так сделали?).
Интересно: Два взрослых самца по состоянию гривы соперника могут сделать выводы о том, насколько тот силен и опасен, и решить, стоит ли претендовать на его владения. Грива действительно очень хороший ориентир, так как рост гривы существенно зависит от уровня тестостерона.
О каждом номере можно рассказывать долго и много, но, как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть». Приходите, смотрите, веселитесь, удивляйтесь, заряжайтесь бодростью и хорошим настроением!
Артисты программы «Империя львиц» ждут вас каждую субботу и воскресенье, начало представлений в 12-00 и 16-00. Дети до 5 лет бесплатно — без билета, без места (при наличии документа, подтверждающего возраст ребенка).
Продолжительность представления: 2 часа 30 минут (с антрактом). Стоимость билетов от 300 до 800 рублей.
Время работы кассы — 09.00 до 19.00 без перерыва и выходных, тел. касс: 257-27-83, 251-41-41.