Актеры как дети, им бы только поиграть.
Борис Крутиер.
Начитавшись восторженных отзывов о Театре Кукол на ю-мамских форумах, я поставила себе цель посетить этот Храм искусства со своей двухлетней дочкой Лизой. Но — не тут-то было. Купить билеты в сие чудесное заведение на малышковое время в малый зал оказалось сложно. Их просто никогда не было в кассе, они непостижимым образом мгновенно раскупались.
А в апреле наконец случилось чудо – на том же ю-мамском форуме мне попалось объявление о продаже заветных билетиков. Звоню по указанному в объявлении телефону и – билеты в руках! Мы пойдём в Театр!
Название спектакля вызывало некоторое удивление и недоумение — «Сказки Небесной коровы». Корова? Небесная? Ещё и сказки рассказывает? Анонс к спектаклю на сообщал, что это «Музыкальная игра-фантазия», в которой «малыши придут в гости к Небесной корове и вместе с ней под волшебные звуки живой музыки создадут удивительный мир из облаков». Многообещающе, но малоинформативно.
Поиск во всемогущем Интернете дал ответ на мои вопросы – оказывается, в мифологии Древнего Египта о происхождении мира (и в мифологиях других культур тоже) есть предания о Небесной корове.
Считалось, что мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод. Небесная корова вышла из воды и превратилась в небо с рассыпанными по всему её телу небесными звёздами. Рога Небесной коровы напоминали полумесяц, а молоко ассоциировалось с Млечным Путём. Ноги Небесной коровы — это четыре стороны света. Первым богом, которого родила Небесная корова, было Солнце. Солнце было рождено в виде золотого телёнка. Отдельные созвездия во Вселенной были созданы в разное время другими богами. В частности, сын Небесной коровы Велес породил Волосожары и созвездие Лося – Созвездие Большой Медведицы. А ещё Велес был пастухом, который во времена рождения мира шёл в ночи по небесному молоку, по Млечному Пути, что излился из сосцов Небесной коровы, и гнал по небу коров – дочерей Небесной коровы.
Итак, мы в театре. Расхожее мнение твердит, что театр начинается с вешалки. Присоединюсь к этому высказыванию и добавлю, что в театр хорошо захватить сменную обувь. Синие бахилы как-то не сочетались с нарядами у дам и детишек. Переодевшись в гардеробе, поднимаемся на второй этаж и входим в фойе перед малым залом. Отсюда открывается вид вниз на первый этаж театра. Многие малыши подолгу зачарованно стояли возле перил, наблюдая за происходящим внизу, на первом этаже.
Время подошло к началу спектакля, зрители скопились у входа в малый зал и недоуменно поглядывали на тётеньку-администратора. Когда начнёте-то? Время уже!
И вот – первый сюрприз. Из неприметного служебного входа сбоку от малого зала выходит старец с неопознанным музыкальным инструментом. Некоторые детки с радостью опознали в нём Деда Мороза. Моя Лиза тоже всех дядек с бородой так зовет . Однако, старец не поддался на провокации малолетних и назвался Небесным пастухом. Он пообещал всем незабываемое путешествие на небо и повёл вверх по лестнице, под самую крышу театра.
В этот момент некоторые ляли-годовастики возмутились от необходимости находится среди толпы народа, да ещё и подниматься по узкой лестнице вместе с этой толпой. Пусть и вместе с любимой мамой. И принялись отчаянно реветь и призывать на помощь.
Самые стойкие и бесстрашные преодолели это испытание и вошли в небольшой зал. Всего детей было около 30 человек. Зал состоит из трёх частей – собственно сцены, партера, в котором были накиданы подушки для деток, на которых они сидели, и заднего сектора со стульчиками для взрослых зрителей. По моему мнению, такое разделение мест для сидения в зале для взрослых и деток не совсем удачно. Плюс в том, что деткам всё было видно. Минус – в том, что они всё-таки ещё малы, часто бегали «к маме», да и не всё им было понятно, что на сцене происходит. А деткам, сидящим рядышком, мамы могли бы пояснить действия, происходящие на сцене.
Мой детёныш оказался под впечатлением от рёва малюток, вцепился в меня мёртвой хваткой, зажмурил глазки и ни за что на свете не хотел удаляться на подушки для детей. Так пару минут и «смотрели» спектакль с закрытыми глазами. Потом, уже в ходе спектакля, глазки открылись, детёныш слез с маминых коленок, постоял в проходе рядом с мамой, и, наконец, прополз поближе к сцене и гордо уселся на подушку.
Спектакль интерактивный и многие сцены построены на общении со зрителями. Детки вместе с Небесным пастухом дуют на облака, разгоняя их как ветер, и из-за облаков появляются Облачные люди. Небесный пастух играет на своей «музЫке» и из неё появляются различные животные – облака. Он просит называть этих животных, спрашивает, как они говорят. Детки отвечают. Облачные люди и Небесный пастух звонят в колокольчики и кричат вместе с детками «му-му!» и будят Небесную корову. Небесная корова играла с детками в прятки: вставала спиной к залу, а детки «прятались» — закрывали глазки. Небесная корова поворачивалась лицом к залу и искала – кто же открыл глазки?
Потом появился солнечный луч-прожектор, который пытались поймать, а за ним появилось и само солнышко. Наступило утро.
Днём Облачные люди и Небесная корова веселились, играли, по небу летали птички (изредка присаживаясь на головушки малышей-зрителей). Потом вдруг потемнело, на небе появились тучки, пошёл дождь. Все спрятались под зонт. Дождь прошёл – на земле выросли цветочки, а на небе появилась радуга. Небесная корова собирала цветочки, играла с ними. Дула на цветочки, из них вылетали шарики, а последний цветочек видимо оказался одуванчиком — подув на него, Небесная корова получила кучу мыльных пузырей — пушинок, которую восторженно приняли малыши (жалко только, что пузыри были вне досягаемости зрителей – им очень хотелось собственноручно полопать их, а так все пузыри достались Облачным людям).
Снова стемнело, в зале приглушили свет. Наступил вечер. Небесная корова покачала на ручках солнышко и уложила его спать. Наступила ночь. Небесная корова принесла луну, которую повесили на небо, а Облачные люди играли со звёздочками.
Очень тронул конец спектакля, когда актёры подарили всем малышам на память о Небесной корове синие и белые воздушные шарики – частички неба и облаков.
Таким образом, спектакль познакомил деток с некоторыми природными явлениями (восход и закат солнца, луны, появление звёздочек на небе ночью, дождь, радуга), взаимосвязями между природными явлениями (прошёл дождь – взошли цветы), с понятием времени (смена дня и ночи), с понятием режима дня (днём – играем, ночью – спим). Еще спектакль учит тому, что удивительное – рядом. Учит находить красоту в обычных явлениях.
В два Лизкиных года я, как и многие родители, уже столкнулась с проблемой, когда деть требует несколько специфичных мультиков — например, про «Подводную братву». Этот мультик энергичен, красочен, добротно сделан, под него хорошо съедается каша , но … слишком вульгарен, полон жаргона и напоминает взрослого «Крестного отца». А ведь ребенок долго смотрит на мир сквозь призму сказок, услышанных в детстве. Пусть же эти сказки будут полны доброты и чудес!
Общая информация
Адрес Театра Кукол: г. Екатеринбург, Мамина-Сибиряка,143
Телефоны: 350-30-05, 350-30-18
Цена билета в рабочие дни — 150 руб., в выходные дни — 200 руб.
Билет приобретается на каждого входящего
Спектакль «Сказки Небесной Коровы»
Для самых маленьких детей
Продолжительность 45 минут
сценарий и постановка Евгения Сивко, Павла Овсянникова
Премьера состоялась 25 декабря 2008 г.