Как мы научились говорить слово «цирк». Репортаж с первого ряда «Цирка Чинизелли»

Отчёт о походе на гастроли в Екатеринбурге «Цирка Чинизелли» с Аней (1 год 9 месяцев) и Даней (5 лет 9 месяцев). Репортаж с первого ряда. Практические советы родителям и цитаты из истории циркового искусства.

Моя принцесса цирк любит почти что с младенчества – она познакомилась с ним в год с небольшим. Тогда Анюта послушно высидела всё представление от начала до конца (правда несколько раз прикладывалась к тите, а под конец и вовсе заснула). И тем не менее, даже там и тогда, с пятнадцатого ряда, моя годовалая крошка умудрилась разглядеть и артистов, и всякое цирковое зверьё, радовалась огонькам и затихала, когда делалось темно. В этот раз – полгода спустя, в возрасте год и девять – Аня уже не только смотрела, но и активно комментировала происходящее. Её эмоциональные возгласы смущали брата: пятилетний Данил краснел, шикал на сестру и шёпотом просил её не отвлекать артистов – ведь мы сидели в первом ряду!

Что, где, когда

В Екатеринбургском цирке программа «Цирк Чинизелли» с 1-го ноября по 7 декабря. Режиссёр Вадим Гуревич постарался воссоздать атмосферу цирка начала 20-го века (для этого он специально смотрел киноленты и фотографии тех лет). Правильнее было бы назвать получившееся действо «цирковым музыкальным спектаклем с элементами лазерного шоу». Так, например, новое слово в цирке – «живой манеж», который меняется от номера к номеру: на цирковом ковре то «вырастает» живая трава, то «плавают» тропические рыбки, то возникает лунный пейзаж… Вместе с тем, в программе собраны классические номера от старейших цирковых династий: дрессировщики экзотических птиц и собачек, канатоходцы и акробаты на батутах, иллюзионисты, и конечно же, конные номера, которым в цирке Чинизелли отводится особое место…

Подробнее об истории цирка Чинизелии (а также о том, почему собственно такое название – чуть позже, а сейчас отправимся на представление.

Представление

Общее впечатление от программы – это «старый добрый цирк», знакомый с детства. Разные номера связаны между собой выступлениями поющих артистов, которые придают представлению особый шарм конца 19-го века. На арене – сеньор Чинизелли во фраке и с лорнетом и его прекрасная спутница в белом и с перьями:

«Новых превращений зритель ждёт всегда

Вечно люди верят в чудеса

…Снова праздник на манеже

И цирк такой, как прежде…»

Первый выход сеньора Чинизелли сопровождает лазерное шоу. Смотрится довольно впечатляюще (Данил шёпотом прокомментировал: «вот бы мне такие лучи, я бы тоже ими управлял, как и он», что до Анюты, то она вообще первые минут 20 сидела неподвижно и с открытым ртом).

Мы сидели буквально в двух шагах от выхода на арену – мы могли видеть всех, кто выходит и заходит, и при покупке билетов я решила, что это очень удачное место, но… я не учла, что все артисты преимущественно находились к нам спиной! Так, классический номер с опусканием головы в пасть крокодила мы могли видеть только со спины (точнее, с отставленой назад пятой точки) укротителя рептилий. Зато уж, когда он взял на руки крокодила и понёс его по кругу, мы смогли разглядеть животное вблизи во всех подробностях. Правда крокодил (как, кстати, игуана, варан и питоны) выглядели совсем не страшными, крокодил – тот и вовсе какой-то маленький и флегматичный.

Восторг у Данилы вызвали акробаты, в особенности – канатоходцы Ташкенбаевы. Эта цирковая семейная династия насчитывает около 150-ти лет! Народный артист РСФСР и УЗССР Ташкенбай Игамбердиев впервые поднялся на канат вместе с отцом в возрасте семи лет и участвовал в представлениях до 90 лет. Сейчас его дело продолжают внуки. Один из них – самый молодой участник, 18-ти летний Бехзод Ташкенбаев – в прошлом году вошел в пятерку сильнейших канатоходцев мира: за 13 минут он прошёл по километровому канату, протянутому над рекой на высоте 25 метров. Возглавляет цирковую труппу «Узбекские канатоходцы» его отец Мурад Ташкенбаев. Вздох ужаса в зале екатеринбургского цирка вызвал финальный трюк – прохождение по канату с завязанными глазами в полной темноте. Со своих мест мы могли видеть, что никакого подвоха нет – акробат честно идёт по канату, не снимая повязки (да в темноте это бы и не помогло!). «Надо же! — сказал Данил. – Наверное, я бы смог так, если б глаза не завязывали!» Пришлось спешно пояснить ребёнку, что повторение такого трюка самостоятельно и без подготовки опасно для жизни.

Удивительным лично мне показался иллюзион, основанный на многократной (до 15 переодеваний в течение пяти минут) костюмной трансформации. Артисты – Светлана и Игорь Сударчиковы – продолжают дело Анатолия Сударчикова, основавшего этот в настоящее время всемирно признанный жанр. Даже сидя в непосредственной близости от арены, я так и не сумела понять, куда и что там у них запрятано, и как им удаётся так легко и быстро переодеваться у всех на виду?!

Номера с лошадьми были, конечно, самыми главными – с них началось, ими продолжилось и закончилось представление. Это конный цирк Андрея и Ольги Спектор. Андрей – профессиональный наездник, с 10-ти лет выступает в цирке, его партнёрша – профессиональная танцовщица. (подробнее об этом цирковом дуэте ) Красивые лошади и красивые люди: сильный и смелый – Он на гнедом скакуне, и маленькая изящная – Она в пышной алой юбке и с розой в зубах… Он же – в образе скромного пастуха и Она – его милая спутница… Страстный испанский танец без лошадей, но с кнутом, который переходит то к Ней то к Нему… Номер, где наездник с завязанными глазами кнутом тушит свечи, а потом бросает в Неё кинжалы…

А вот клоун у Данила не вызвал совершенно никакого энтузиазма. Более того, в некоторые моменты Данил даже стыдливо закрывал глаза рукой и шептал: «о боже, опять этот клоун!». И я отчасти понимаю его чувства: коронным номером клоуна было шоу со зрителями. Он приглашал на арену папиков (то с детишками, то без) и заставлял их под аплодисменты и хохот публики выделывать всякие фокусы. В принципе, наверное, это смешно: когда два здоровенных мужика, тесно прижавшись друг к другу, раскачивают бёдрами и пытаются вдвоём крутить огромный обруч. Или когда на одного из папиков надевают соломенную юбку и просят танцевать африканский танец. Но больше всего на свете, как я подозреваю, мой Данил боялся оказаться на их месте – ведь всё-таки у нас был первый ряд!

А кроме того, совсем недавно мы прочитали один из «Денискиных рассказов», где мальчик, случайно заняв в зале место «подсадной утки», попадает в лапы безумного клоуна, который утаскивает его на канате под купол цирка. (Драгунский в своём рассказе очень красочно описывает весь ужас и негодование несчастного мальчика , вот ссылка на этот чудо какой смешной рассказ ) Впрочем, «подставленные» участники представления не выглядели обиженными. Я думаю, что всё-таки это были специальным образом подготовленные для этого «свои люди»

Ну, а девочка моя во время клоунады всякий раз делалась чрезвычайно тиха и серьёзна, и я только на третьем клоунском номере догадалась, почему. Анюта внимательно следила … вовсе не за клоуном! А за действиями снующих в темноте таинственных работников арены, которые бесшумно меняли декорации и реквизит – вот тут-то и выяснилось, что с первого ряда можно увидеть столько интересного!

Я бы даже сказала, что с этих мест открывается совсем другой цирк, нежели тот, который ты видишь с высоты 10-15 ряда: можно заметить, какие выражения лиц у животных и как их незаметно подкармливают после каждого трюка дрессировщики, можно разглядеть, как сшиты костюмы танцовщиц и чем напудрены руки акробатов, можно ощутить запах грима, сценической пыли и, конечно же, знакомый с детства запах животных… Нам невероятно посчастливилось накануне номера с дикобразами: клетки с этими чудо-зверями поставили в проходе прямо у наших ног и на протяжении трёх номеров Аня тянула к ним руки, искала у себя в кармашке лакомство («на, ням-ням!»), чтобы угостить животных… Мне стоило немалого труда сдерживать девичий восторг – бдительные бабушки-контролёры шикали на нас и грозили пальцем.

Собачки также вызвали у Ани щенячий писк (собачек мы любим во всех видах ), и тут мне тоже приходилось проявить чудеса сноровки, чтобы ловить дочь, рвавшуюся вступить в непосредственный контакт с животными. Собаки носились по барьеру в шаговой доступности – Аня повизгивала, поскуливала и тявкала громче собачек, обращая на себя взгляды дрессировщицы: ни много, ни мало – наследницы пяти прославленных цирковых династий Марины Лапиадо! Визитная карточка велофигуристки и дрессировщицы – это трюк, когда две собачки одновременно делают «змейку» между спицами велосипедных колес…

Who is mister Чинизелли?

Вот что отвечает на этот вопрос всемирная сеть:

Представители итальянской цирковой династии Чинизелли осели в России в конце 19-го века. В 1877 году в Петербурге, на Фонтанке, дрессировщик, наездник и артист Гаэто Чинизелли при финансовой помощи петербургской знати открывает цирк, который мгновенно становится местом «светской тусовки», обойдя по популярности наскучившую многим оперу. Цирк Чинизелли ориентировался петербургскую знать и офицеров гвардии, гвоздём программы были конные номера. Кресла были обиты малиновым бархатом, зал украшали хрустальные люстры, в цирке была устроена царская ложа (в советские времена переделанная в оркестровую) — члены царской семьи частенько посещали представления.

Едва ли не более импозантно, чем зрительный зал, выглядели конюшни, куда во время антрактов допускали зрителей: на полу – ковры, в проходах – аквариумы с золотыми рыбками, на серебряных блюдах возле стойл – чисто вымытая морковь, которой можно покормить лошадок. Несмотря на вызывающую роскошь, цирк Чинизелли был вполне доступен: в нём было 1200 кресел и 2800 стоячих мест для простых людей, дешевые места во втором ярусе и галерея для стоячих зрителей имели отдельный вход с улицы.

Газеты тех лет писали: «Если вам захочется посмотреть на последние новинки парижских мод, на новую манеру носить лорнет или на бриллиант, вставленный между передними зубами красавицы, то вам следует зайти в субботу в цирк, где собирается весь демимонд».

После революции цирк Чинизелли был национализирован и переименован, во время Великой Отечественной войны цирк открылся почти сразу после снятия блокады Ленинграда, ещё до конца войны – в ноябре 1944. Сейчас он называется «Большой Санкт-Петербургский государственный Цирк на Фонтанке» (официальный сайт ). Цирк имеет специальные платформы для водного бассейна и ледовой арены.

…Во все времена Цирк Чинизелли был эталоном, на который ориентировались другие цирки. Именно здесь работали в своё время Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачёв и (!) нынешний директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский.

К слову сказать, и само здание цирка с 50-ти метровым куполом, возведённым без единой опоры, было изобретено именно для цирка Чинизелли в конце 19 века – теперь и оно стало классикой.

В конце представления на арену выкатили огромную книгу с надписью «История цирка» — мистер Чинизелли лично переворачивал страницы с фотографиями знаменитых цирковых артистов. И это выглядело, как поклон и благодарность участников шоу своим учителям и предшественникам.

Цена вопроса и другие практические моменты

Стоимость билетов – от 200 до 500 рублей. Самые дешёвые места – те, что далеко, или за спиной у артистов.

Сдавая одежду в гардероб, можно взять бинокль (50 рублей) – это позволит в конце представления получить одежду без очереди. Мы, хоть и сидели в первом ряду, всё же взяли бинокль – и даже не ради того, чтоб получить одежду без очереди, а собственно ради бинокля (для Данилы это имиджевая вещь – он крутил бинокль в руках с самым серьёзным видом и время от времени разглядывал купол и галёрку). Тем более, что по окончании представления мы задержались в зале, и к гардеробу пришли одни из самых последних – толпа расходится быстро.

Начало представлений – в выходные и праздничные дни в 11:00, в 15:00 и в 19:00. В будни – только в 15:00 и 19:00. Мы ходили на 11:00, так как днём (примерно с часу до трёх) Анюта спит. Однако, с режимом мы не угадали, и 11:00 в итоге оказалось для нас всё равно неудобно – к концу представления (после часу дня) Аня уже сильно устала, одевались мы с капризами и заснули прямо в трамвае (впрочем, 50-ти минутной поездки от цирка до конечной ЖБИ вполне хватило, чтобы выспаться). Если идти на 15:00, надо сдвигать дневной сон на более раннее время таким образом, чтобы в 14:00 уже выйти из дома с выспавшимся и накормленным ребёнком (если вы, конечно, не живёте в шаговой доступности до цирка).

Кстати, дома лучше плотно покушать – представление длинное, антракт короткий, а буфет такой дорогой!

В фойе – как всегда – доступны «дополнительные опции»:

— Фотография с цирковым животным – от 160-ти рублей, готовность после конца представления,

— Игрушки. Теперь в цирке продают не те простенькие шарики из фольги и опилок, на тоненькой резиночке, которые мы клянчили у своих родителей в цирке – нынче это самые разнообразные светящиеся, звенящие, пищащие игрушки и прочая китайская белиберда. Стоимость завышена в три-пять раз (банальная пластмассовая пускалка пузырей, которая сломается через два дня, стоит 150 руб). Конечно, не обошлось без нудных «купи». Но у меня на такие случаи – стандартная схема убеждения: «игрушки продаются в игрушечном магазине, а здесь – цирк, и цель нашего посещения – просмотр представления. Игрушки будут отвлекать тебя от представления. Я не отказываюсь покупать, но мы сделаем это в другой раз в специальном магазине, где дают чек (!). Сейчас ты можешь посмотреть игрушки, выбери и запомни, что ты хочешь. Купим в другой раз, я знаю, где они продаются»… Советую попробовать – работает безотказно! Особенно моего Данилу убеждает мысль, что чек надо брать всегда и обязательно (вдруг надумаем менять!). А раз нет чека – нет игрушек .

— В туалет большая очередь, также, как и в буфет. Хорошо бы вообще избежать посещения туалета в антракте – антракт слишком короткий, для того, чтобы успеть отстоять очередь в буфет, покушать, отстоять очередь в туалет, успеть поинтересоваться игрушками и сфотографироваться на память с лошадками… Приходится выбирать что-то одно. Но в нашем случае без туалета не обошлось – всё-таки с учётом дороги и отвлечения на качели-карусели снаружи мы потратили на поход в цирк больше 5-ти часов. Сложно за всё это время не захотеть хоть даже по малой нужде. (кстати, карусели и качели прямо у выхода из цирка на улице. Они работают и в дождь и в снег. Стоимость аттракциона – от 50 до 80 рублей)

— Буфет с пиццей, бутербродами, пирожным, шоколадом и мороженым, всё втридорога, и большая очередь. Мы ограничились классическими цирковыми лакомствами: попкорном и сахарной ватой (они продаются не в буфете, а рядом, и там очередь меньше, стоимость порции 30 рублей). Но в итоге нам пришлось всё же стоять очередь и в буфет – дети запросили пить (бутылка 0,5 минералки – 35 рублей). Пока я решала продовольственные вопросы, дети едва не потерялись – Данил повёл Аню «выбирать игрушки». Попкорна лучше не покупать много и с собой в зал всё-таки не брать – в принципе, это не возбраняется, но есть его неудобно: тоненькие мешочки рвутся, попкорн вываливается из неловких детских рук, иногда, увлечённые представлением, дети проносят его мимо рта. А мусорить нехорошо (тем более, в первом ряду ).

— Одежда. Данил был в джинсах, а в зале, когда стало жарко, снял кофту и остался в футболке. А вот нарядное платьице Ане я не взяла (до последнего собиралась, но потом решила, что муторно возиться с переодеванием в гардеробе – посидит и в штанах). И напрасно: я одела Аню в уличный костюм (куртка + штаны на синтепоне) — для цирка это самый неудачный вариант, поскольку куртку мы сдали в гардероб, а в штанах было ну очень жарко! Уже в первом отделении я сняла с неё сапоги и штаны и засунула всё это под кресло, и девочка моя сидела по-домашнему гламурная – в розовом свитере и розовых колготках (вот где я пожалела об оставленном дома платьице!)

В идеале хорошо бы взять с собой и нарядную одежду, и сменную обувь. Всё-таки цирк – это праздник, и случается не каждый день!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: