Как помочь ребенку стать взрослым

Подростковый возраст – это мост между детством и зрелостью. По нему проходит каждый, прежде чем стать независимым, творческим, взрослым. Причем роль родителей в этом процессе – почувствовать момент, когда нужно предоставить ребенку свободу, чтобы он зашагал по этому мосту самостоятельно…

В престижной гимназии училась девочка Катя. Всегда — очень положительная. До восьмого класса она сидела на первой парте в смиренной позе отличницы. Одним словом, вела себя в соответствии с правилами: тянула руку, получала «пятерки», во всем была до невозможности хорошей, как будто неживой. Одноклассники часто не замечали ее. И вдруг ее словно подменили: голое пузо, пирсинг, фиолетовые ногти и губы, сигарета в зубах. И что характерно, в новом образе Катя была все такой же ненастоящей…

Драма этой девушки, как и большинства подростков, заключается в том, что они, с одной стороны, ощущают возможность взросления, а с другой – недостаток пространства и инструментов (моделей поведения), обеспечивающих самоутверждение. Поэтому на «вооружение» берутся внешние атрибуты «взрослости» – у девушек косметика, а у юношей – «мат». Часто сами родители ограничивают подростка в том, что для него самого очень значимо, например, общение с тем, с кем хочется. При этом родители стараются включить тинейджера в различные сферы деятельности, которые не соответствуют его внутреннему миру, например, дополнительные курсы, где нет особых результатов, и удовольствия тоже нет.

Взрослым кажется, что они делают для своего сына или дочери все: «Я дам ему все, чего мне недоставало в детстве»… А Вы уверены, что ему нужно тоже самое? При этом родители не думают о том, что важно для реализации подростка.

В природе яблоко, выросшее на яблоне, никогда не становится его веточкой, не служит питанием ему, оно всегда уходит за пределы яблони. Это универсальный биологический принцип: дети рождаются не для родителей, а для самих себя, для того, чтобы быть самими собой и быть великими для самих себя. Смысл появления каждого человека на планете – самореализация.

На современного подростка огромное влияния оказывают средства массовой информации. Подростки, нередко, даже не осознавая, считают истинными те способы действий, манеру общения, какие они видят в рекламе, кино, Internet, не задумываясь о том, применимы ли они в реальной жизни. Со всех сторон на еще неокрепшую психику влияет вооруженное самыми действенными средствами масс-медиа общество потребления. Поэтому сегодня, как никогда важно сохранить свою индивидуальность.

Для подростка, самое главное, совершить действие, которое принадлежит именно ему – остаться ночевать у друга, начать изучать японский язык, договориться с директором новой школы о своем переводе, «т.к. старая школа не дает необходимых знаний».

В момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности – чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека. Существует два аспекта автономии. Поведенческая автономия предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне.

Эмоциональная автономия подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителем. Важно развивать в ребенке чувство независимости. Сложнее тем подросткам, которые смиряются с собственной зависимостью и в конечном итоге даже предпочитают ее. Такие инфантильные люди могут жить со своими родителями даже после свадьбы. Они испытывают трудности в выборе профессии, им сложно воспринимать себя, как самостоятельного взрослого человека.

Кризис этого возраста состоит в том, что ребята начинают ощущать готовность стать взрослыми людьми, но им не хватает навыков и пространства для реализации своего желания. В этот период должно происходить активное взаимодействие с другими личностями, ведущее к их взаимному обогащению. Для этого подросток должен сам оценить свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать для ясного представления о себе, о том, чего он хочет достичь в будущем, с кем ему взаимодействовать, а с кем нет, для достижения поставленной цели.

При этом оценка себя должна строиться не на основе семейных представлений о возможностях сына или дочери, а на основе его собственной идентичности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы ребенок осваивал новые социальные пространства, на которые родители не могут оказывать свое влияние. Подростку важно научиться предъявлять собственное мнение, слышать точку зрения другого человека, принимать критику, конструктивно критиковать. В итоге, важным приобретением подросткового периода должна стать уверенность в себе, в своих силах, основанная на конкретных достижениях, на успехах вне семьи. Подросток должен начать свое экзистенциальное становление в процессе взаимодействия и накопления опыта.

Пока человек не станет полностью автономным, он не сможет достичь выдающихся жизненных результатов. Остаться в рамках семьи легко. А вот найти себя гораздо сложнее, для этого нужно приложить массу усилий. Задача родителей подростка также в каждый момент времени развиваться и реализовываться. Только по настоящему счастливый родитель может дать взрослеющему сыну или дочери ту любовь и понимание, которое необходимо подросткам. Для них значим не контроль, не попустительство, а партнерское взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению личностей.

В 14-16 лет кажется, что стоит только щелкнуть пальцами, и весь мир будет лежать у твоих ног. Огромное количество энергии, постоянная жажда действия и отличная физическая форма. Но как раз от того, что человек делает в эти годы, какие выборы совершает, зависит вся его дальнейшая жизнь. Подростку важно сделать правильный вклад своей энергии, особенно это, важно тем, кто хочет достичь выдающихся результатов в жизни.

Автор: Смирнова Елена, психолог Международной Школы Лидерства

Международная Школа Лидерства

г. Екатеринбург, ул. Радищева, 33

(343) 379-76-37, 379-77-11

http://www.jlider.ru/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: