Данная статья ни в коем случае не является прямым руководством к вашему действию. Я лишь систематизировала свой собственный жизненный опыт в данном вопросе и изложила его таким образом, чтобы помочь другим мамам пройти той же дорогой немного легче, чем я.
Когда у меня родился сынок, я, как и многие мамы, пела ему песенки, читала стихи, рассказывала сказки. Мой сынок с интересом слушал, как я ему читала книжки, учил наизусть любимые стихотворения, пел песенки. Буковки мы выучили ещё до школы, пошли в первый класс, без особых проблем научились читать, но… Когда я заикнулась сыночку, что он может сам теперь читать книжки, он мне ответил, что ему очень нравится, когда это делает мама, и сам читать он не будет. Я была крайне удивлена, ведь я думала (вспоминая себя в этом возрасте), что мой мальчик теперь, научившись читать, будет читать сам. Но нет, мне предстоял тяжёлый путь в достижении этой цели. Поэтому:
ПЕРВОЕ: Никогда не сравнивай своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек индивидуален.
Увидев, что мой мальчик не собирается читать самостоятельно, я решила ему помочь. Школьное задание мы читали, естественно, вместе. Кроме этого, я купила книжку с крупными буквами и яркими картинками, и, мы стали читать её вдвоём. Сначала сынок читал по одному абзацу, потом по половинке странички. Вскоре мы стали читать по целой страничке, полторы, две странички… Читали по очереди: сначала я, потом он.
Объяснив своему ребенку, что чтение – вовсе не противная обязанность, а удовольствие, я следила, чтобы наше совместное чтение продолжалось до того момента, пока сыночку не надоедало. И ни в коем случае я не уговаривала его заняться чтением, если он этого не хотел. Но постепенно, без нажима, совместное чтение вошло у нас в ежедневную привычку, каждодневный приятный ритуал.
ВТОРОЕ: Нужно помочь ребёнку понять, что чтение – это удовольствие.
Первые книжки я покупала сыночку сама. Но как-то раз, увидев очередную книгу, выбранную и купленную мной, мой сынок капризно выпятил губы и заявил, что ему интересно почитать, и назвал книжку. Я удивлённо посмотрела на него и сказала, что мы ведь хотели читать именно эту книжку, купленную мной. Сынок улыбнулся и ответил: «Это ты хотела, а меня не спросила. Я хочу другую книгу!» Действительно, я, выбирая книжку, руководствовалась своими представлениями, не обращая внимания на то, что хочет читать сын. Я не интересовалась его мнением! Больше я так не делала! Теперь мы всегда обсуждаем вместе, что ему в следующий раз почитать.
ТРЕТЬЕ: Выбирая книгу для чтения – ориентируйся, прежде всего, на интересы ребёнка.
Часто мы — родители, бываем несправедливыми. Заставляя читать своих детей, сами мы не замечаем, какой пример подаём им, подолгу разговаривая по телефону или смотря целыми вечерами напролёт телевизор. Я и сама была не исключение! Введя в свою жизнь ежевечерние чтения со своим мальчиком, я сама не читала книжек (причём в детстве я была ещё какая любительница почитать!). «Мам, а какую книжку ты сейчас читаешь?» — спросил меня как-то вечером сын. «Никакую» — ответила я. «Странно. Сама не читаешь, а мне говоришь, что читать – это интересно» — констатировал он этот факт.
Что мне оставалось делать, кроме как взять книжку и… Словом, я теперь сама регулярно читаю, как раньше, в детстве, и мой сынок регулярно следит, что я читаю, сколько мною прочитано, а иногда и расспрашивает меня о том, что я читаю.
ЧЕТВЁРТОЕ: Собственный пример – это лучшее, что может быть! Читай сам, и ребёнок будет тебе подражать.
Я и мой муж постоянно покупаем или выписываем себе журналы согласно своим интересам. Детские журналы своему сыну я покупала от случая к случаю, а если быть точной, то тогда, когда предстояла долгая поездка на поезде или мне самой нравился детский журнал. Видимо, с журналами я всё не могла угадать, так как особого интереса они у моего ребёнка не вызывали, пока не был куплен очередной случайный журнал, вызвавший восторг и прочитанный сыночком как говориться «одним залпом».
«Хочу еще такой журнал!» — попросил мой мальчик. «Но я больше не вижу его в продаже!» — ответила я после поиска следующего номера в магазинах и киосках. «Тогда выпиши мне его мамочка, пожалуйста! Ты ведь себе выписала. И папе тоже выписали журнал! Я очень хочу!» — попросил сын.
Вот тут мне и пришлось узнать, что и сейчас можно, как раньше, выписать журнал на почте. Для этого нужно лишь прийти на почту и оформить подписку. И оказалось, что полученный по почте журнал – это невероятное сокровище для моего ребёнка. Мой мальчик сел за свой стол и прочитал журнал сам, без меня, без напоминаний и моей помощи! Это была моя очередная маленькая победа!
ПЯТОЕ: Выпиши или регулярно покупай детские журналы, учитывая возраст и интересы ребёнка.
Постепенно мы прошли этап совместного чтения, и мой ребёнок перешёл на самостоятельное чтение. Но что он читал, я всегда держала под контролем, расслабляться было нельзя! Я всегда интересовалась судьбами героев книги и искренне удивлялась, если он до сих пор сам не дочитал книгу. Но всё же иногда я предлагала свою помощь в чтении, от которой сын всё чаще отказывался, заявляя, что он и сам хорошо читает. Он всё чаще стал мне сам, без моих напоминаний рассказывать интересные эпизоды из прочитанных книг. Мы вместе обсуждали героев, смеялись над их поступками, переживали, если что-то в судьбе главных действующих лиц книги складывалось не совсем удачно.
ШЕСТОЕ: Всегда интересуйся книгой, которую читает ребёнок.
Когда однажды мой сынок захотел прочитать книгу про Муми-Тролля, а её я не смогла найти в продаже, я предложила моему мальчику взять её в библиотеке. Первый раз библиотеку мы посетили вдвоём с сыном. Нужная книжка оказалась в библиотеке, да ещё и не в единственном экземпляре, а в трёх различных изданиях. «Какую из книг будете брать?» — осведомилась библиотекарь у сына. Гордый таким вниманием мой мальчик выбрал понравившееся ему издание и с упоением прочитал его сам.
СЕДЬМОЕ: Запишитесь в библиотеку.
Самые близкие и родные, любимые и самые – самые для ребёнка – это его родители. Рассказы о детстве своих самых близких людей дети всегда слушают с особенным вниманием. Я стала рассказывать сыночку о том, что я любила читать, когда была маленькая, и заметила, что сынок часто стал выбирать книжки, о которых я рассказывала. А однажды мой мальчик принёс от бабушки книгу и рассказал мне, что его папа читал её, когда ему было столько – же лет, сколько ему сейчас. Книжка была старая, с плохим шрифтом, скучными серыми картинками, что впрочем, совсем не смущало сына. Книга ведь была прочитана Его папой! Лучшей рекламы книжки и не требовалось! Книга была прочитана с особенным энтузиазмом и удовольствием!
ВОСЬМОЕ: Рассказывайте ребёнку о своих любимых в детстве книгах, о том, что мы сами читали, будучи в его возрасте.
Процесс осознания ребёнком того, что чтение является увлекательным и интересным занятием, оказался для нас очень длительным. Сейчас у нас с этим вопросом всё хорошо. Сынок, получив в конце года список книг, сам (без моего напоминания и вмешательства!) выбрал себе литературу для чтения летом и взял книги в библиотеке. Ура! Наш путь к самостоятельному чтению длиною не в один год оказался тернист, но успешно нами пройден. Можно и расслабиться!? Но у меня подрастает дочка! Может быть, мне придётся пройти этот путь вновь!
В конце концов, решение учить читать или не учить ребёнка самостоятельному чтению – это ваше и только ваше решение. Выбор всегда за вами!
Желаю всем мамам и их любимым деткам успехов во всех их начинаниях!