Книжные новинки по дошкольной психологии

Леонид Сурженко. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик

Издательство: Питер, 2011 г.

Книги по воспитанию детей должны быть… говорящими. Если нет ощущения живого монолога, нет авторского желания заинтересовать, донести свою методику – грош цена этой книжке. Потому что – изначально – она рассчитана на людей-непрофессионалов, озабоченных своими проблемами, схвативших книгу импульсивно. Родители – они такие, читают между делами. Данная книга из ряда хороших и живых, и этот факт несколько удивляет, если учесть, что об авторе неизвестно почти ничего. Автор – буддист, а еще писатель-фантаст. Книга написана грамотно, убедительно, она буквально кипит от переизбытка практических советов.

Если ребенок не очень-то любит прикосновения (ласку-то мы все любим, а вот принимать ее умеет не каждый), можно маскировать их, скажем, необходимостью поправить челку дочери, либо стряхнуть пылинки с рукава сына. Довольно простые действия, но дают они очень многое. Прикосновение, как и взгляд, чрезвычайно важно для маленького человека. Именно через прикосновения передается важнейшая эмоциональная информация: «Я тебя люблю, я тебе доверяю, мне нравится быть с тобой рядом». Повторюсь: словесным выражениям любви и привязанности ребенок верит только тогда, когда они подкреплены теплым взглядом глаза в глаза и ласковым прикосновением. Если же этого нет, ребенок подсознательно чувствует, что на самом деле его не любят. И очень часто ошибается, потому что вполне возможно, что родители просто сами не готовы к такому виду контакта (а причины этого кроются уже во взаимоотношениях с родителями). Тот, кого в детстве не гладили по головке, не тискали в объятиях и не целовали в щечки, будет испытывать немалые трудности с такими проявлениями любви к своим детям.

Автору нравится тема любви, доверия, он как будто сам заново удивляется своим же выводам и заражает читателя своей любознательностью. Книгу можно было бы назвать методикой борьбы с тараканами, качественным «дустом». Во всем, что касается отношений с детьми, предлагают не гонять лишних мыслей, подчиняться инстинктам и реагировать ПРОСТО, а не сложно. Если ребенок протянул вам руку, просто возьмите ее, и не надо думать, чему вы учите его в данный момент, балуете или нет. Если ребенок пожаловался, что его кто-то обидел – возьмите на себя его эмоцию («да, ты расстроен, тебя обидели» – опять методика Гиппенрейтер), не наскакивая с агрессивными интонациями, не пытаясь срочно научить жизни. Если малыш боится ночью выйти в туалет в темноте – оставляйте ночник, а не усиливайте невроз высокопсихологическими методами преодоления страхов. И так далее.

В книге рассматривается огромное множество ситуаций, от обидчика в детсаду до сексуального воспитания подростков, когда детям нужна очень-очень простая реакция, не осложненная хроническими думами родителя о своем статусе и политической картине мира. Не с каждым советом хочется согласиться, но чтение захватывает. Автор разобрал все проблемы, случающиеся с маленькими и подросшими детьми, по косточкам, предложил варианты выхода из них и указал «плюсы» и «минусы». Есть много точных наблюдений, невидимых в быту: например, об эмоциональной неустойчивости пап (по сравнению с мамами), желающих прекратить детские истерики одним махом, поскольку не в силах их выслушивать день за днем. Много примеров из жизни, которые также проанализированы с юмором и дзеном. Хорошая книга, вдумчивая, забавная в своем эмоциональном накале, ставим автору «пять» за смелость.

Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978549807894

Екатерина Орлова. Почему дети лгут. Где ложь, а где фантазия?

Издательство: Питер, 2011 г.

А эта книга, в противовес первой из обзора, наоборот научит все усложнить. Что будет, если простую ситуацию превратить в проблему и спросить мнение у профессионала? Примерно следующее.

Ребенок очень любит варенье и не только съел полбанки, нарушив запрет мамы, но и свалил свою вину на младшую сестру, которая в результате получила взбучку от родителей (помните рассказ «Фантазеры» Н.Носова?) С одной стороны, такое поведение указывает на проблемы в общении между членами семьи: между мамой и сыном, которые не могут договориться, сколько варенья следует съесть, между братом и сестрой, отношения которых далеки от гармоничных, между мамой и дочерью, в общении которых нет доверия, и наказание вполне может найти невиновного. С другой стороны, подобные поступки свидетельствуют о не менее важной проблеме нравственной «запущенности». У ребенка нет даже зачатков системы нравственных ценностей и ориентиров, для него «хорошо» и «плохо», видимо, имеют только абстрактный, ничего не значащий в реальной жизни смысл.

Далее еще страшнее. «Чтобы не допустить подобного развития событий и не вырастить из ребенка эгоиста и закоренелого обманщика, нам нужно очень внимательно относиться к первым признакам зарождения пагубных наклонностей», «Когда ребенок прочувствует на собственном опыте всю легкость и безнаказанность достижения желаемого с помощью лжи, вернуть его на путь честного поведения будет гораздо сложнее». В принципе все правильно, но нагнетаемый трагизм достоин театральных подмостков. Как уже понятно из единственного процитированного абзаца, перед нами книжка классического психолога, далекого от реальной жизни и последних достижений в своей области. Ребенка наделяют взрослой ответственностью и предлагают снизойти к нему с позиции чуткого терпеливого взрослого, который толком не знает, что ему делать, но быть чутким положено по инструкции.

Ребячьи сказки и фантазии, говорит автор с подозрительным снисхождением, – это замечательно! Ведь «если ребенок умеет создавать, придумывать что-то новое, то сил на разрушение у него будет оставаться все меньше и меньше. Причем под разрушением принимается не только порча предметов материального мира, но и нанесение вреда самому себе, своему гармоничному существованию, близким людям». Опять все верно, но паника читателя нарастает. Все из-за обилия сухих формулировок и количества негативных определений, сгущающих краски.

Книгу хочется разобрать на цитаты и вывести их в форме плакатов для колонии малолетних преступников. «И если в семье принято подслащивать горькую правду ложью, скрывать истину ради собственного благополучия, надевать маски при каждом удобном случае, то ребенку вырасти апологетом честности будет чрезвычайно трудно».

Также здесь есть тесты, в том числе рисуночные, примеры из жизни и психологические уроки в виде анализа сказок. Автор рассуждает о страхах, тревожности, недостатке родительской любви и многих других отягчающих обстоятельствах. Например, о манипуляциях: «Если дети манипулируют взрослыми ради получения материальных бонусов: привлекательной вещи, возможности не ходить в школу и т.п., то это говорит об их эгоизме и низком уровне развития сочувствия и сопереживания… особо опасны случаи…» на этом и закончим обзор замечательного руководства по борьбе с детством.

Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978542370178

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: