Монтессори-педагогика в развитии речи малыша

Педагог – филолог со стажем, мать взрослого сына, я и не думала, что мне когда-нибудь вновь придется засесть за труды по педагогике, да еще и дошкольной. Но обстоятельства сложились так, что я познакомилась с Монтессори – педагогикой. Признаюсь честно, узнала много нового и хорошо забытого старого, встретила много по-хорошему одержимых людей. Одна из них – Хилтунен Елена Александровна. Покоряет в этой женщине не только ум ученого и преданность учению итальянского педагога, но и страстное желание адаптировать систему, создать приемы и технологии обучения русскому языку на основах педагогического метода М. Монтессори.

Главные цели обучения русскому языку — расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. Это не только цели родителей и педагогов, но и потребности ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь организует познавательную деятельность и понятийное мышление. Чтобы ребенок мог полноценно общаться и расширять представления об окружающей его жизни, он должен овладеть речью. Она в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать участие в коллективной деятельности. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, их сочетания и парадигматику, но бесконечное множество понятий и отношений. Дети усваивают из родного языка и способов его употребления воззрения на предметы. Множество мыслей, чувств, образов. Бессознательно усваивая логику и философию языка, дети приобретают логические понятия и философские воззрения. Преимущественно посредством языка ребенок узнает структуру общества, в котором он рожден, и свое собственное место в этом обществе. Родной язык — один из наиболее важных инструментов социализации во всех человеческих обществах и культурах», — утверждает в своих работах Б. М. Бим — Бад.

Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Ребенок нормально овладевает речью – научается говорить – пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Учебная работа над речью дорабатывает то, что зарождается до и независимо от нее. Способ овладения речью существенно в этом отличен от способа, которым человек, обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй.

Исследуя речевые способности детей 6 лет с помощью Гайдельбергского теста речевого развития в структуре других психических образований, ученые обнаруживают тесную связь речевых и интеллектуальных способностей. Это означает зависимость речевого умения от гибкости мыслительных процессов ребенка, его способности к анализу, сравнениям, объединениям, установлению логических отношений между понятиями.

Какими упражнениями в домашних условиях можно развивать речевые умения ребенка, расширять его словарный запас? В книге «Говорю, пишу, читаю» Е. А. Хилтунен, российский Монтессори-педагог, дает ряд замечательных упражнений и дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка.

Первое — «Волшебный мешочек», который может быть прекрасным материалом для развития мышления и речи. Взрослый или ребенок развязывают тесемку, и ребенок достает из мешочка первую игрушку. Если предмет назван правильно, работа продолжается. Если же малыш не знает этого слова, взрослый запомнит его, чтобы позднее провести трехступенчатый урок.

Ребенок достает из мешочка следующую игрушку, называет ее, (например, «ёлка») и ставит в ряд с первой. Затем игрушку достает взрослый. Он специально нащупывает в мешочке парный предмет (например, гриб) и выставляет его напротив такого же гриба на столе, чтобы показать ребенку дальнейший ход работы. Малыш самостоятельно продолжает вынимать из мешочка игрушки, называть их, сравнивать и выстраивать парами на столе. В сознании ребенка спонтанно происходит процесс сопоставления конкретного предмета, который он видит и ощущает рукой, со словом, его обозначающим. Держа в руке предмет, ребенок интуитивно считывает в своем сознании его название. То есть, интерпретирует представление о нем.

Оказывается, два одинаковых предмета называются одним и тем же словом! И это слово можно произнести вслух – «прочитать». Вот почему упражнения с волшебным мешочком определяются детским интуитивным «чтением».

Второй материал – это ‘пары карточек с совершенно одинаковыми картинками’. Например, два одинаковых изображения помидора, капусты и т.д. На карточках соблюдается цветовой код – все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина имеет светлый оттенок.

Взрослый переворачивает карточки тыльной стороной вверх и раскладывает: картинки темного цвета в один ряд, а картинки светлого цвета – в другой и на некотором расстоянии. Ребенок помогает, называя каждое изображение словом. Затем все картинки одного ряда переворачиваются лицевой стороной вверх. Взрослый начинает открывать по одной картинке второго ряда, находит ее пару в первом ряду и кладет рядом. После второй пары картинок ребенок продолжает работу самостоятельно.

Двухлетнему ребенку можно предложить игру «Предмет – картинка». Это коробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных, а в другой – карточки с их изображением. Взрослый помогает ребенку аккуратно расставить фигурки животных, называя их. Затем берет в руки одну из картинок и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой. Ребенок продолжает работу сам, пока около всех фигурок не будут разложены картинки».

Упражнения, которые предлагает Е. А. Хилтунен, просты и интересны. Логика предъявления новых слов и понятий ребенку проста: от конкретного, ощутимого — к абстрактному, к символам. Занятия родным языком помогут родителям и детям лучше понимать друг друга, учиться действовать сообща, дружно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: