Погожим осенним деньком мы отправились в этот музей. Снова на берегу Исети – старые заводские здания теперь отданы музейному фонду. Все мы не раз бывали в этом месте: прогуливались по Плотинке, заходили за крепостную стену, лазали по мумиям старых заводских махин, утоляли голод в кафе, притулившихся к зданию бывшего завода. А что здесь было давным-давно, когда и города-то – каким мы его знаем – не было? Если прокрутить пленку истории назад, по этому месту плотно забегают разнообразные тени, самых разных родов и званий, из самых разных мест.
История места для Музея Истории
Ибо место это для нашего города явно не простое. Столько всего на нем успело случиться за много десятков лет. Поначалу здесь бесконтрольно текла симпатичная речка Исеть. Мамин-Сибиряк писал о ней: “Текла зеленым плесом, точно в зеленой бархатной раме из вербы, ольхи, смородины, хмеля… красивая, вся усаженная благодатными селами, деревеньками и деревушками, точно гигантская нитка бус». И вот в начале 20-х годов 18 века сюда приехали ученые люди, покивали головами, оценивая место, а 26 ноября 1723 года, в день святой Екатерины, уже запустили плотину, которая стала питать свеженький железоделательный завод на левом берегу реки. В 1726 году здесь же начала работать первая на Урале камнерезная фабрика. Рядом расположились лесосушильня, чертежная контора, токарный цех, кладовые.
В то же время на территории завода был возведен Монетный Двор, который полтораста лет штамповал медные деньги для всей России – не один он, конечно. В первой половине ХIХ в. на этом месте была открыта механическая фабрика, а в конце века — главные железнодорожные мастерские. И все эти заводики и мастерские сменяли друг друга, умещаясь на небольшом пространстве от водонапорной башни до улицы Малышева, где теперь находятся музеи, кафе и аттракционы по праздникам.
И вот с 1723 года каждый день в это место приходили заводские рабочие, приказчики, служащие, ходили по цеху, топча окалину и перекрикивая шум машин, принимали и отсылали повозки с кладью, запряженные лошадьми, жгли уголь, отдыхали, глядя на воду.
Екатеринбург – город промышленный, и даже нарушения дисциплины были тут своеобразными: “Холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Илии Пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам Екатеринбурга и пугал всех встречных лошадей, которые не только на дыбы становились, но на заборы бросались и увечья пешеходам чинили немалые” (да, на Урале изобретен первый велосипед, но это уже другая загадочная история).
Хотя не все было так весело в ту пору в нашем Бурге. Почти весь век восемнадцатый и девятнадцатый хозяйство расползалось, как мягкое тесто, и ждало сильной начальственной руки, а город-добытчик, город-завод оставался каким-то лохматым и неопрятным: «Как по Главному проспекту, так особенно в побочных улицах прежде сваливался и ныне сваливается навоз, а в концах последних навалены большие громады оного… Находящаяся здесь воинская команда до такого расстройства доведена, что в ней не приметно никакого порядка и дисциплины… Часовые по постам не разводятся, а сами по себе, вовремя и не вовремя являясь на оные, и нередко хмельные, произвольно сменяются и тут придаются столь глубокому сну, что в ночное время при екстренных пожарных и других случаях едва их можно разбудить».
В 1887 году на левом берегу Исети, в заводских зданиях и подле них было особенно интересно: на этом месте проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, едва ли не самая успешная большая русская выставка. Екатеринбургу был организован пиар международного масштаба: “Иностранцы интересуются Сибирью, говорят, что она богата и что они приедут на выставку непременно, и тогда Екатеринбург будет на высоте своего величия”.
Экспонаты были самые разнообразные, вплоть до живых людей. Профессор Д.Анучин восторгался: “Всего интереснее были остяки, из коих один называл себя христианином, но по-русски не говорил, а другой имел у себя кукол-богов, перед которыми и молился, но мог объясняться по-русски”.
Впечатляла и продукция Верх-Исетских заводов (оценим слог): “Посредине витрины возвышается громадная составная пирамида, предназначающаяся изображать своими составными частями разной величины объемы ежегодно добываемого заводами золота… пробы железа в виде узлов, завязанных в холодном состоянии, и штампованных вещей”. Чем не старая добрая ВДНХ? Однако наибольший интерес все-таки вызывали всевозможные предметы быта: чугунные диваны (уральский привет ИКЕА), камины, фигуры и бюсты, украшения для садов, печные заслонки и т. п. Да и культурная программа была чудо как хороша, прототип концертов нынешнего Дня Города: “Екатеринбургская выставка дала случай и возможность нашему городу прослушать даже два концерта небольшого хора владимирцев на пастушеских рожках. Удовольствие усиливалось характером и мотивами народных песен, выбор которых как нельзя более удачен и нов, тем более что в здешнем крае мотивы большинства русских народных песен или искажены, или вовсе неизвестны, да и голосом, по климатическим условиям, Бог обидел здешний люд”. Вот так вот. Но для Уральского Рока сошло
После октябрьских событий 1917 помещения были преобразованы в вагоностроительный завод. Во время Великой Отечественной войны в его цехах размещались эвакуированные предприятия. Затем пространство бывшего завода использовались в качестве складов и архива – до тех пор пока в 1972 на Урале не открылся первый архитектурный ВУЗ. Вскоре после этого было принято решение горисполкома г. Свердловска «Об организации Музея истории планировки и застройки г. Свердловска» — и музей был открыт. Но музей занимался не только сбором материала о застройке города, он стал центром научно-творческой деятельности студентов, общественно-политической и практической работы кафедр. А еще сюда стекались уникальные материалы по истории горнозаводской техники Урала, планы и фотографии старых уральских заводов, интерьеров цехов. Поэтому позже музей переименовали в соответствии с его новой ориентацией.
Сюда может зайти каждый – благо, расположен музей удачно и цена билета до смешного мала, а коллекцию крупногабаритной техники старых уральских заводов, которая расположена под открытым небом, можно осматривать бесплатно, то есть даром, в любое время суток. Ежегодно в музей приходит почти 10 тысяч посетителей, и не было случая, чтобы кто-то после посещения музея счел время потраченным даром.
Добро пожаловать на Горького-4а!
Что бы мог современный человек без своих вещей? Куда он приходит поесть и поспать, где растит детей и складирует свое имущество? Дома, дома, дома, улицы, вдоль которых они стоят, перила-лестницы, которые связывают этажи, двери, которые разделяют-соединяют комнаты – все это организует наше жизненное пространство. И все это должен кто-то построить, спроектировать: «Я сначала начерчу дом такой, какой хочу», — отмерить необходимые материалы, где-то раздобыть их… Музей Истории Архитектуры и Промышленной Техники Урала – как раз «про это».
Во внутреннем дворике
За крепостной стеной, отделяющей прогулочную часть Исторического Сквера от территории Музея, на ступенчатых площадках двух внутренних двориков расставлены старые громадные махины, крашеные черной краской от ржавчины. Эта техника стояла на уральских металлургических заводах 18-19 вв. в Екатеринбурге, Кыштыме, Нижнем Тагиле, Невьянске… Обычно вышедшие из строя механизмы разбирают и пускают в переплавку, но некоторым машинам повезло сохраниться до наших дней. В конце 70-х годов прошлого века по инициативе Архитектурного института была проведена подробная работа по выявлению и классификации наиболее интересных образцов крупногабаритной техники уральских заводов. Технику выявили, изъяли и свезли на дворики Музея. Так что когда ваши дети полезут на какой-нибудь многотонный пресс, пусть знают, что перед ними – материальное историческое свидетельство, подлинник, трудяга, без которого в свое время не ходили б корабли и не стреляли бы пушки. А подробнее об этих экспонатах может рассказать экскурсовод.
Под крышей музея
Миновав маленький сумрачный холл, в который вынесена крохотная часть экспозиции (и из которого открывается вход в небольшой храм святой Татьяны), посетитель попадает в единый большой зал музея. Зал ясный и солнечный – может, из-за окон от пола до крыши, через которые льется свет с востока, юга и запада, а может, из-за обилия деревянных рам и балок, тепло желтеющих на фоне белых стен и каменного пола. Чем не Урал сам собою: камень, простор, лес и – механизмы, механизмы, заводы, стройки, планы, чертежи… И над всем этим – местное недремлющее око (знак уральского масонства?))) Недаром музей на Горького-4а порой называют главным музеем края.
«Каменный пояс»
В здании музея экспозиции разделяются на три ветви, и одна из них – «Каменный пояс». Эта линия знакомит посетителей с уральскими объектами градостроительства и архитектуры, представляющими особенную ценность. Вот за стеклом макет деревянной уральской избы с баней, колодец, пожарная вышка, ветряная мельница. Вот выполненные из картона, прямо скажем, зачотные работы студентов Арха – достойный пример для подражания, надо будет купить детям еще картона и краски – макеты уральских архитектурных ансамблей, кремлей и монастырей (исторический центр Верхотурья, Далматов монастырь, Усолье). Одни макеты раскрашены, другие сиротливо белеют ватманом. Подъемы и впадины реального ландшафта, елочки и бахромистые палочки, символизирующие клены да тополя, покрытые местами серой пылью, дороги и водоемы, мосты и заводские здания.
Здесь представлены макеты, фотографии и планы старинных сооружений Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Удмуртии и Башкирии. В раздел включены материалы по тем объектам и сооружениям, которые оказали существенное влияние на формирование архитектурного облика городов и поселков Урала.
«История застройки и планировки Екатеринбурга»
Эта экспозиционная ветвь посвящена истории самого нашего города. Здесь вы найдете архитектурную графику, макеты, фотографии, которые отражают этапы формирования лица города и образуют его мимические линии.
Вот интересный макет части города Екатеринбурга первой половины 18 века, далее – макет усадьбы второй половины 19 века, дворцово-парковый комплекс Расторгуева-Харитонова и другие строительные объекты, которые появлялись в нашем городе в разные времена. ХХ век здесь представлен в макетах и фотографиях, дающих представление о конструктивизме, неоклассицизме и новых архитектурных направлениях, которые возникали уже на наших глазах. Эти экспонаты знакомят посетителей с работой известных на Урале архитекторов: К.Т.Бабыкина, Г.П.Валенкова, Г.А.Голубева, С.В.Домбровского, В.В.Емельянова, А.Е.Заславского, И.Д.Соколова, М.В.Рейшера. Наглядную картину истории живого меняющегося города дают картины свердловских художников. На музейных планшетах выставлены работы А.Бурака, Ф.Башко, Ю.Бершатского, А.Родионовой, В.Тетюцкого.
Хоть я и живу в этом городе с рождения, люблю Свердловск-Ебург — но где-то все равно побаиваюсь его, в чем-то не понимаю, тем более, что он быстро меняется. И мне показалось, что в этой части музея, посвященной истории города, можно отчасти ухватить то, что ускользает от понимания Екатеринбурга-Свердловска со стороны улиц – ухватить на уровне чувства, на уровне эмоционального плана города.
‘История старой уральской техники’
Эта экспозиция вызвала самый сосредоточенный интерес у детей. Еще бы: перед ними стояли старинные гранильные станки, похожие на древние деревенские буфетики, с такими же незамысловатыми ящичками, болтающимися дверцами, трогательными замочками системы вертелка-на-гвоздике и ножными педалями, как у прабабушкиной швейной машины. Бажовские мастера сидели именно за такими «комодиками». Их колеса даже можно немного повертеть – правда толку мало, ведь все соединительные шнуры ослаблены или оборваны. Но у нас есть шанс: сейчас в музее ведется работа по воссозданию интерьера старой камнерезной мастерской, в которой можно будет продемонстрировать не только станки, инструменты и материалы, но и сам незамысловатый технологический процесс, и удивительные изделия, которые создавались руками мастера (на такой-то технике!) И возможно, познакомить с самим мастером, сидящим за станком.
А пока можно просто осмотреть оборудование и инструменты старой уральской мастерской камнереза В.В.Шахмина, старейшего и, возможно, последнего представителя уральских ‘горщиков’. Здесь же представлены макеты старой техники: кузнечный цех, водонакопитель, рудоподъемная и воздуходувные машины, паровоз Черепановых, велосипед Артамонова и многие другие любопытные «игрушки». Их тоже соорудили студенты УралГАХА. На планшетах в этой части музея – серии фотографий, на которых местный люд строит заводы и работает в цехах.
Музей на Горького 4-а – далеко не самый большой в Екатеринбурге, и мы довольно быстро вышли из него, отделавшись лишь чувством легкой усталости. Дети радостно оседлали молоты и наковальни 18 века, а мне взгрустнулось. После музейной атмосферы тяжелого рабочего труда, который был связан с земными-приземленными материалами, давал вещественные результаты – железо, технику, каменные игрушки – и выносил вперед нашу городскую цивилизацию, странно было выйти на солнечный дворик с разобранным летним кафе, на сгруженных досках которого второй час сидели юноши с пивом, а за решетками в проемах крепостной стены гастрабайтеры мирно мостили плиткой дорожки сквера. И глядя на все это, обдумывать статью для виртуального издания. В голове вертелось: «…засыпай, человек, которого не существует // спи в объятьях меня, придуманного тобою // пусть стучат за окном и поют на гортанном хеттском // медленные таджики с пёсьими головами». (с) Геннадий Каневский
Музей этот – очень настоящий, сходите обязательно
Адрес: ул. Горького, 4-а.
Тел.: 371-67-35, 371-22-98.
Дни работы: ежедневно, кроме воскресенья и вторника.
Часы работы: 11:00 – 18:00
Стоимость билетов: взрослый – 30 руб., школьники – 15 руб., дошкольники – бесплатно.
Экскурсии: 250 руб., заявки на экскурсии для групп до 30 человек принимаются заранее, тематическое содержание: возникновение городов на Урале, храмовое зодчество, промышленная архитектура, история планировки и застройки Екатеринбурга.