Музей Изобразительных Искусств — первое посещение

«Здесь тоже будут камни и скелеты??» – спрашивал ребенок, спускаясь к зданию музея на правом берегу Исети. Как бы его помягче подготовить ко встрече с прекрасным? – «Камни будут, картины будут, статуи, игрушки, ножи, тарелочки и разные красивые вещи, которые люди делают руками. А вот кости – вряд ли…»

Хотя нет, кости мы нашли – на картине Васнецова «Витязь на распутье». Правда, этих костей показалось мало, и Музей изобразительных искусств у пятилетнего мальчишки вызвал меньше восторгов, чем Музей природы. Но полюбоваться здесь было чем.

Большой зал на первом этаже: каслинское литье. Мнооого чугуна, но какого! Простой и дешевый сплав, из которого отливали котлы, кочерги, печные дверцы и корпуса батарей центрального отопления. Но оказывается, он может обращаться в такие тонкие изящные вещи и вещицы. Приятно, наверное, подкладывать дрова не в кирпичную печурку, а в аспидно-черный камин с тонкими плетеными решетками. Или сидеть на ажурной скамье с точеными ножками (вот только холодновато порой, пожалуй). Здесь и избушка на курьих ножках, и шкатулки в виде сказочных существ, фигурки лесных и домашних животных – и все из чугуна! Красивые, хм, безделушки весом в килограмм-другой (помните замечательного коня из «Служебного романа», которого активная Шура дарила на юбилей сослуживцу? – вот, примерно так).

Хотя, конечно, многим предметам в этом зале можно найти практическое применение: взять хотя бы посуду, или пресс-папье, или чугунные карандашницы с портретом Ленина, которые отливали на Каслинском заводе в 60-е годы прошлого века, хотя в музее они почему-то не представлены

А если подойти к вопросу с фантазией, то практическое применение можно найти очень многим вещам, – но не в этом суть. Главное в том, что они по-особому красивы. Изящество и сила тяжелого металла впечатляют. В этом есть что-то очень уральское: казалось бы, грубый и «неблагородный» сплав облекается в стройные и строгие формы – хотя порой и неясного назначения. Посреди зала – знаменитый Каслинский чугунный павильон. Справа от павильона проходит экскурсия для первокурсников-искусствоведов, а слева от павильона я успеваю схватить ребенка за подтяжки, оттаскивая от подступов к чугунным палатам, и начинаю свою экскурсию: «Недалеко от Екатеринбурга есть городок Касли. В этом городке есть завод, на котором из чугуна отлили всю эту красоту. Сперва на заводе отливали только котлы, утюги да детали для паровозов. Но потом, двести лет назад, мастера научились выплавлять очень хороший мягкий чугун, делать сложные формочки для отливки и стали выпускать вот такие замечательные чугунные вещи. Это было необычно. Так Каслинский завод прославился на весь мир. Сто лет назад они создали вот этот узорчатый домик-Павильон и повезли его на Всемирную выставку в Париж. Там люди со всего света любовались им. И очень удивлялись. Павильон – это лучшее, что сделали на Каслинском заводе. После Парижской выставки его чуть не разломали – никому он стал не нужен. Но потом мастера решили починить его и выставить в этом музее. И вот мы на него глядим». Глядим на эту изящную чугунную громаду. И тоже удивляемся.

Что еще запомнилось детям, так это выставка изделий из камня на втором этаже галереи. Вот кусок камня как он есть, извлеченный из-под земли — малахит, яшма или горный хрусталь. А рядом – обрамленные мельхиором или серебром ровные полированые кусочки того же самоцвета с интересным узором: зеленый кудрявый лес на малахитовом столике, синие волны лазурита в ожерелье, блестящие капли бирюзы в серьгах. Украшения уральских мастеров, конечно, уникальны. Как пишут в выставочных проспектах, «их объединяет яркая эмоциональная образность, в каждой работе чувствуется желание выразить какую-то мысль, идею, глубокое душевное переживание», — поэтому немыслимо примеряться к этим изделиям как к обычным украшениям, которые можно было бы надеть на праздник. Эти вещи – своего рода высокая мода, они существуют в особом пространстве, вне повседневности. Наверное, только так их и возможно адекватно воспринимать. В этой же балконной зале – выставка уральского камнерезного искусства 18-20 веков. Чаши, цветы, совушки и медведи из наших местных камней. Те самые, что делали мастера из Бажовских сказов. Мягкие округлые формы. «Из пластилина, конечно, проще», — задумался ребенок.

Напротив галереи с изделиями из камня – выставка глиняных расписных игрушек: лошади и козы, коты и коровы, дети в санях, снегири на деревьях и разные чертушки и чудища. Чудища особенно хороши. И «реальные бабки», продающие семечки, арбузы и соленые огурцы. Мы смотрели и мотали на ус, что еще можно вылепить и как раскрасить. Здесь же мальчишки присмотрели себе элегантные, но вполне боевые гравированные ножи, сабли, кинжалы и топорики.

По картинным залам дети промчались довольно быстро. Конечно, какое им дело до того, что эту картину писал (а не как-нибудь там «рисовал»!) Суриков или Крамской, если на картине – скучный дядька. Хотя, согласились порассматривать следы от кисти и полоски краски: один художник рисовал аккуратно, другой мазал смачно, от души. Да смекнули еще, что те русские художники, что подревнее, рисовали сказочно, нежизненно, так сказать. И уж больно мрачно. Хотя и интересно. А вот в Европе рисовали красочно и подробно. Но русский авангард – вот где праздник жизни-то: «Я тоже так могу! В Пайнте!» (по поводу Малевича), «Ооо, какой красивый страшный сон» (по поводу Кандинского) и «Хи-хи-хи», «Ыыы» да «Ого-го» (обо всех остальных). Мда, чувство прекрасного у сыны развито, определенно

Музей оказался сравнительно большим для дошколенка, пришлось обзор некоторых залов отложить «на потом».

Мы не попали в зал русского фарфора. Хотя сомневаюсь, что детке было бы так уж интересно смотреть на элегантные тарелки и чашки, которые изготовляли на русских фарфоровых и фаянсовых заводах по западным технологиям в 18-19 веках, чтобы обеспечить модной посудой благородные российские фамилии. Но сравнить старинные токостенные расписные блюда и супницы, чайники и чашки с сегодняшними образцами было бы любопытно. Остался неохваченным и зал с резной тобольской костью. Ничего, в следующий раз посмотрим на теплоцветные уютные фигурки из бивней мамонта, клыков моржа и зубов кашалота и лосиных рогов – веселых чукчей с детками, их оленей и собачек, шкатулки, ножи, вазочки и стаканы. Не стали мы заходить и в залы с привозными выставочными проектами: в настоящее время в наш музей прибыли картины Левитана и Айвазовского (а в здании музея на Вайнера-11 проходит выставка картин из Третьяковской галереи). Кстати, информацию о новых и готовящихся привозных выставках можно получить на сайте музея: http://www.art-museum.ural.ru/exhibit.html

Это и хорошо, что дети не пытались обойти весь музей разом – если честно, это попросту невозможно. Такое количество новых предметов и форм, явлений, с которыми ребенок, скорее всего, сталкивается впервые, сильно нагружает психику. Поэтому отправляясь в крупный музей, лучше заранее спланировать маршрут, ориентируясь на возраст и интересы вашего ребенка, — понять, в какие залы вы с ним будете заходить, а какие обойдете стороной (воспользуйтесь для этого нашей статьей и планом музея:)). Это позволит также заранее подготовить микроэкскурсии для детки.

Будет повод вернуться и поглядеть чуть повзрослевшим глазом на «красивый страшный сон», на расписных чертей и «боевые топорики». Может быть, особые эстетические поры откроются у ребенка чуть позже. А может быть, он только прочнее уверится, что изобразительное искусство в любом виде – не его стезя. По крайней мере, выходя из здания на Воеводина-5 к реке, мальчик устало протянул: «Я думал, там будет интереснее… Хоть какие-нибудь кости… Или машины…» — «Хочешь машины? Будут тебе машины. В следующий раз пойдем вооон в тот музей техники на другом берегу». – «Давай».

И еще один важный вывод сделала для себя мама. И с вами поделюсь: отправляясь в музей, мало покормить детей перед выходом из дома. Вот если скормить им по куску шоколада (печеньке, бананчику) и запить все это соком, сидя на скамейке у входа в музей и медитативно болтая ногами, – экскурсия делается не в пример живее и увлекательнее! Проверено. Глюкоза – она ведь не просто вкусна и полезна, она еще как-то смазывает лыжи разным мозговым веществам сообразительности и, в итоге, облегчает знакомство с миром, расположившимся за музейной дверью. А в нашем случае она подкрепляла вкус к искусству. И нам это понравилось

Адрес: главное здание — Воеводина, 5 (исторический сквер), второе здание для размещения привозных выставок – Вайнера, 11.

Телефон: 371-06-26, 376-30-45

Время работы: с 11 до 19 часов, касса до 18 часов, выходные дни – понедельник, вторник.

Цена билета: для взрослых – 150 руб., для студентов, школьников, пенсионеров – 60 руб.

Бесплатный вход на постоянной основе (при наличии соответствующих документов): студенты факультета искусствоведения и культурологии УрГУ и факультета декоративно-прикладного искусства УрАХА, учащиеся художественных школ и училищ, члены союза художников, работники музеев, дошкольники.

Бесплатный вход в последнюю среду каждого месяца (при наличии соответствующих документов): студенты, школьники, пенсионеры, участники всех войн, инвалиды и ветераны труда, многодетные семьи и сироты, воспитатели детских домов.

Бахилы (отдельной статьей, поскольку в объявлениях у музейной кассы их особо поминают трижды!) полагаются всем, кто платит за вход, посетителей по бесплатному входу просят покупать бахилы в кассе (5 руб).

Экскурсионное обслуживание: для дошкольников, школьников, студентов – 150 руб., для взрослых – 250 руб. Продолжительность каждой экскурсии-академический час (45 минут). Количество экскурсантов в одной группе – не более 30 человек. Запись на экскурсию можно произвести по телефону отдела пропаганды искусства — 371-06-26.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств предлагает программу, разработанную с целью скоординировать плановые посещения музея с основным учебным процессом. Данная программа разработана на основе постоянно действующих экспозиций главного здания на ул. Воеводина, 5,

по каждой из которых можно заказать отдельную экскурсию:

1. Русская живопись 18 — начала 20 веков.

2. Русский фарфор.

3. Западноевропейское искусство 14-19 веков. (Фландрия, Голландия, Италия, Германия, Франция, Чехия).

4. Тобольская резная кость.

5. Декоративно-прикладное искусство Урала:

— Каслинское художественное литье.

— Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

— Златоустовская гравюра по стали.

— Нижнетагильский расписной поднос.

— Уральская глинянная миниатюра.

Кроме того музей предлагает следующие тематические занятия:

  1. Архитектура и декор Каслинского павильона.
  2. Скульптура малых форм 2-й половины 19 — нач. 20 веков в Каслинском литье.
  3. Нижнетагильский расписной поднос.
  4. Русский портрет 18 — нач. 20 веков.
  5. Исторические сюжеты в русской живописи 19-нач. 20 веков.
  6. Русский пейзаж 18 — нач. 20 веков.
  7. Библейские сюжеты в живописи западноевропейских стран 14-19 веков.

Специально для дошкольников и младших школьников:

  1. Глиняная сказка.
  2. Виды и жанры живописи (на примерах русской живописи).

При музее действует детский клуб выходного дня ‘Светлячок’ для дошкольников и младших школьников, в котором юные любители искусства знакомятся с коллекциями музея и сами, взяв в руки краски и кисти, постигают азы мастерства. Выставки клуба регулярно проводятся в залах музея.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: