Музей Природы. Рекомендуем!

Музей природы – это старейший отдел свердловского областного краеведческого музея, расположенный в старом беленом здании над Исетью сразу за водонапорной башней. Большинству из нас с детства помнятся скелеты мамонта и широкорогого оленя, выставленные в одном из залов музея…

В конце 1870 года несколько екатеринбуржцев, умнейшие и образованные люди своего времени, учредили Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) и при нем – краеведческий музей, «который мог бы дать ясное понятие о явлениях в нашем крае» (Е.Клер, инициатор создания УОЛЕ, сведения об истории создания общества и музея, его коллекциях и работе можно найти здесь: http://www.uole-museum.ru/). За долгие годы работы музея здесь собрана богатая естественно-историческая коллекция, которая насчитывает около 60 тысяч музейных предметов. В здании у Плотинки выставлены не все из них, часть предметов находится на хранении или реконструкции в музейном фонде, но экспозиция музея природы обширна и интересна детям всех возрастов, да и их родителям тоже.

Купив билеты и натянув на ноги и ножки бахилы, вы попадаете в залы музея, хотя вернее – в зальчики, замкнутые в круговой лабиринт. Освещены лишь экспонаты, остальное пространство затенено, отчего создается вполне уютная, хоть и чуточку мрачноватая загадочная атмосфера, вполне отражающая особенности уральского климата, здесь хочется затихнуть и медленно бродить между окаменелостями и чучелами.

На входе, прежде всего в глаза бросается модель Солнечной системы: «Мама, смотри, вон пояс астероидов между Юпитером и Марсом, они все правильно сделали!» — макеты планет с детальным рельефом разных цветов, их окружают спутники, а на маленькой Земле можно рассмотреть материки, океаны и снеговые шапки полюсов.

У подножия макета – небольшие стеклянные пирамидки, скоро в них появятся куски метеоритов, упавших на территории Свердловской области.

Направо открывается панорама со «среднестатистической» свердловской полянкой конца лета: пожухлая трава, кусточки, грибок, камушки… А кто заметит бурундука? жука? оску? Смотрители подскажут, кого еще забыли разглядеть.

Налево уходит лента иллюстрированной истории Земли от древнейшей палеозойской эры, с картами планеты для каждой эпохи, с изображениями вымерших животных, окаменелостями и слепками, с комментариями о том, какие геологические преобразования происходили в Уральском регионе в каждый период. Конечно, просмотреть всю эту ленту сможет только школьник или студент, но и малыши получают немалое удовольствие, разглядывая отпечатки трилобитов и древние аммониты, а родители быстро пробегают глазами по подписям и рассказывают детям, как страшно давно все это было, когда планета еще была покрыта водой и только потом на поверхность выступили островки, как рыбы выходили на сушу… и так далее, пока ребенку будет интересно слушать.

Затем следует зал с самыми известными музейными экспонатами: скелет мамонта (и фото уральского крестьянина с лопатой, который его выкопал – таки, на огороде), скелеты широкорогого оленя и пещерного медведя (предложите ребенку угадать, чей это скелет – потому что не сразу скажешь, что это – знакомый по картинкам мишка-давишка). Черепа древних бизонов и оленей, челюсти, бивни и «локон» мамонтовой шерсти почти метровой длины. Все это будоражит воображение и наводит на разные интересные мысли. Под такое сопровождение ребенку можно раскрыть многие-многие темы, на свой вкус: о ледниковых периодах и потеплениях, об образовании осадочных горных пород и раскопках древностей, о строении скелета и прочей анатомии, о появлении смышленого человека, который начал пользоваться инструментами и шить себе одежду из шкур (Энгельс с его рукой и трудом в переложении для детей). Конечно, рассказать на детском языке, в терминах, приспособленных к уровню понимания трехлетки или пятилетнего, но суть-то в том, что сталкиваясь с удивительными, поражающими воображение явлениями, ребенок лучшим образом впитает и запомнит всю информацию, которой вы, как соусом, сдобрите его экскурсию. Главное здесь, пожалуй, – не переусердствовать: «Папа, с кем это ты сейчас разговаривал?»

После «зала скелетов», который неизменно вызывает самые бурные впечатления у посетителей, открывается панорама минералов, встречающихся в Свердловской области, а затем – парад чучел птиц, животных и насекомых, обитающих в области или курсирующих по ней во время миграций. Эта зоологическая коллекция собиралась несколькими поколениями прекрасных мастеров-чучельников, или таксидермистов. И если в самом начале работы музея чучел было чуть больше десятка (некоторые из тех самых предметов, подаренных музею таксидермистом А.И.Гаккелем в 1887 году, – чучело лося-самца и бурой медведицы – и сегодня выствлены в залах музея), то нынче чучел насчитывается несколько сотен. Притом, таксидермисты, с которыми сотрудничает музей, постоянно создают новые чучела и панорамы, порой их даже не сразу успевают подписывать. Есть здесь голова дикого кабана, барсук, выдра, соболь, хорь, разнообразные мелкие грызуны, рысь, накинувшаяся на косулю, лиса, догоняющая зайца, летучие мыши, филин, совы, хищные птицы, чайки, утки и множество других чучел. Большинство панорам снабжено также картинами с изображением животных в природе. Рыбы, обитающие в свердловских реках, в настоящее время выставлены в банках с раствором формалина, из-за чего их не очень удобно (и, чего уж там, не очень приятно) рассматривать, но в ближайшее время таксидермисты, ознакомившиеся с необходимыми технологиями, приступят к созданию рыбьих чучел.

В отдельном зале, расположенном слева от входа в музей, находится экспозиция насекомого мира Свердловской области: жуки и стрекозы, гусеницы и бабочки. Здесь можно детально рассмотреть чешуйки на крыльях бабочки, сравнить размеры насекомых и степень мохнатости разных гусениц, посмотреть на иллюстративном материале историю развития насекомого: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь. Здесь представлены богатые коллекции, собранные весьма и весьма образованными любителями еще в те времена, когда экология позволяла всем этим насекомым привольно жить и размножаться в Свердловской области. В настоящее время видовое разнообразие насекомого мира в нашем крае не столь обширно.

Дети помладше узнают в музейных залах, как выглядит настоящий зайчик зимой и летом, какой длины зубы у волка и какой ширины рога у лося, глядят на «семейство мышонка Пика», норку Суслика, утиное гнездо с цветными яичками и начинают понимать, как звери добывают себе пищу. Дети постарше уточняют свои знания о животных: «А я и не знал, что кабан – такой огромный! Смотри, какая у горностайчика спинка гибкая, а сам он – маааленький, но зубки острые. Летучих мышей почти не видно между этими сталлактитами, спят себе вниз головой, крылышками укрылись». Школьники при желании могут по подписям к каждому чучелу и панораме уточнить место представленных животных в линнеевской классификации и прочесть несколько строк об их образе жизни. Да мало ли что еще можно открыть для себя – например, подивиться на то, что иные чайки бывают покрупнее кур.

Конечно, при первом посещении музея ребенка чаще всего разбирает восторг и он мечется от одной экспозиции к другой, не успевая толком рассмотреть предметы и быстро утомляясь от избытка впечатлений. Но тем музей и отличается от заезжего цирка, что в него можно и нужно приходить время от времени как в образовательный центр: при втором-третьем посещении детка уже не станет возбужденно скакать по залам – и рассмотрит внимательнее те вещи, которые будут интересны на этот раз, а родители расскажут о них что-нибудь новенькое.

При желании, можно заказать обзорную экскурсию по музею: смотритель проведет группу (или одного-двоих детей) по всем залам с рассказом о природе Свердловской области, ее животном и растительном мире, об истории особых находок, ответит на вопросы о тонкостях оформления экспозиций. Если же вы хотите организовать углубленную (или упрощенную) тематическую экскурсию – например, «Доисторический мир» или «Миграции птиц по территории Свердловской области» — то подобрать материал придется самим и, заранее договорившись с работниками музея, провести экскурсию самостоятельно, в сопровождении смотрителя (в этом случае, конечно же, оплачивается только стоимость билетов посетителей).

И напоследок нужно сказать, что без сомнения, Музей природы – как раз из тех музеев, в которых нужно побывать хотя бы раз. Удачных вам прогулок среди камней, чучел и скелетов!

Адрес: ул. Горького, 4, тел.: 371-21-13, 371-45-07.

Рабочие дни: среда-воскресенье, 11:00 – 18:00.

Выходные дни: понедельник-вторник.

Первая среда месяца – санитарный день.

Стоимость услуг:

Дети до 5 лет,

студенты ВУЗов дневной формы обучения,

военнослужащие срочной службы,

инвалиды всех групп,

музейные работники:

бесплатно

Полный входной билет:

50 руб.

Дошкольники старше 5 лет:

10 руб.

Школьники и учащиеся ср. спец. уч. заведений

20 руб.

Пенсионеры:

25 руб.

Экскурсионное обслуживание:

(принимаются группы до 20 человек, один взрослый сопровождающий детской/школьной группы проходит бесплатно).

250 руб.

Фотосъемка:

100 руб.

Видеосъемка:

200 руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: