Национальный Будапештский цирк: впервые в Екатеринбурге!

Не секрет, что русская цирковая школа считается одной из самых сильных в мире, а призерами и чемпионами международных конкурсов циркового искусства часто становятся именно российские артисты. Зная об этом, на новую программу я шла одновременно с интересом (чем удивят венгерские артисты и сильно ли «их» цирк отличается от «нашего»?) и, чего уж скрывать, с некоторой настороженностью (опять слоны, уже в который раз, акробаты, что там нового?).

И знаете что? Когда представление началось, я забыла, что собиралась не просто посмотреть новую программу, а еще и сравнить!… сидящий во мне «критик» потерял бдительность и увлекся происходящим на манеже. Трудно выбрать то, что понравилось больше, программа показалась очень гармоничной, незатянутой, динамичной – я даже удивилась, когда первое отделение закончилось, и начался антракт. И еще одна «изюминка» этой программы – она очень «интерактивная», зрители участвовали в клоунских репризах, ассистировали акробатам, дрессировщикам, катались на слоне… я поняла, что у меня все время было ощущение вовлеченности, хоть я и не участвовала в представлении сама.

Отличная программа, особенная энергетика – забегая вперед, скажу, что вышли после представления «на подъеме», с ощущением праздника.

Ну, а теперь – по порядку!

Открывали программу обладатели золотой медали цирка «UNION» в Мехико, эквилибристы на штейн-трапе Татьяна и Георгий Проценко.

Штейн-трапе — специальная трапеция, основная рабочая часть которой — горизонтальная перекладина (гриф). Трюки на штейн-трапе выполняются не из виса, как на гимнастической трапеции, а, балансируя на снаряде (отсюда и его название: ‘stehen’ — по-немецки — стоять).

Обратите внимание, что трюки артист исполняет «без рук»: балансирует в разных положениях на раскачивающейся перекладине, не держась руками за вертикальные стропы снаряда. Такова особенность этого вида эквилибристики!

Для усложнения трюков Георгий устанавливает на перекладине пирамидки из небольших «кирпичиков», и делает стойку на руках, опираясь на эти неустойчивые конструкции. Но, на мой взгляд, трюки и без того достаточно сложные. Судите сами: на трапеции, которая не просто раскачивается, а прямо-таки летает над манежем на высоте шестого этажа, Георгий выполняет стойку на голове, держа Татьяну за руки. По-моему, многие зрители следили за выступлением этой пары с замиранием сердца. У меня голова может закружиться даже на дворовой карусели, поэтому я неизменно восхищаюсь уникальным чувством равновесия артистов. Талантливый дуэт, красивый трюковый номер, смотрится на одном дыхании!

В этой же программе участвует сын Татьяны и Георгия – Илья Проценко с номером «Эквилибр на катушках». Катушка – вы её, конечно, видели – это полый металлический цилиндр диаметром 15 и длиной около 30 см. Искусством сохранять равновесие на пирамиде, составленной из таких катушек, Илья владеет в совершенстве.

Шестиэтажная конструкция из 11 катушек, поставленных друг на друга в разных положениях — горизонтально и вертикально – достает артисту до макушки. Поднявшись на вершину этой пирамиды, он виртуозно балансирует, и пирамида держится, как заговоренная! Исполняется «эквилибр на катушках» на специальных подставках — пьедесталах. Чем выше пьедестал, тем больше мастерство исполнителя. Получается, что Илья работает на высоте трех метров, без страховки, стоя на круглых гладких «банках», которые, как мне кажется, ведут себя непредсказуемо и так и норовят раскатиться в разные стороны! Я узнала, что здесь очень важна правильная работа ног: балансирование осуществляется за счет их постоянного сгибания-разгибания в коленях, за счет пружинящих движений. Для успешного выступления этот навык должен быть отработан до автоматизма.

Этот номер понравился нашей старшей дочери: «Таких конструкций мы еще не видели!», заметила она одобрительно. Действительно, не видели – Илья Проценко единственный в России исполнитель трюка с 11 катушками!

Интересно:

· Катушка как цирковой реквизит изобретена и запатентована бразильским артистом Васксе в начале 20 века.

· Первые исполнители демонстрировали свое искусство эквилибра на одной катушке. Хорошим уровнем мастерства считается умение балансировать на пирамиде из 5-6 катушек.

Дрессированные слоны и собаки – вы думаете, вы все это уже видели?

На акробатических номерах дети заскучать не успевают – сами выступления динамичные и не затянутые, перемежаются клоунскими репризами и дрессурой. Дрессированные слоны и собаки – вы думаете, вы все это уже видели? А слона–парикмахера… видели?

Знаменитый на всю Европу дрессировщик, заслуженный артист Венгрии Антал Доннерт впервые гастролирует в России. Антал Донерт представитель четвертого поколения цирковой династии дрессировщиков – с разными животными работали его отец, дед и прадед. Антал привез к нам свою любимицу, воспитанницу и партнершу, слониху Лилу. «Лилу для меня практически член семьи», говорит Донерт, — «мы вместе более 40 лет».

Добрая и смешная сценка «Слон-парикмахер» нравится всем! Доброволец из зрителей, не подозревая ни о чем, спокойно усаживается на стул и тут… трам-пам-пам!.. выходит Лилу с ведром пены для бритья и огромной бутафорской бритвой! Лилу – потомственный парикмахер, а бритва ей досталась от деда, и она прекрасно справляется с ролью цирюльника. Правит бритву, щедро мылит клиенту щеки… лоб.. и всю голову до макушки, аккуратно бреет его «опасной» бритвой, а потом орошает «одеколоном».. пардон, обливает водой из хобота, чтобы смыть пену.

Хотите, чтобы и вас побрил такой необыкновенный мастер? Тогда нужно купить билет в первые ряды, и конечно, отрастить солидную щетину. Будете потом друзьям хвастаться, эксклюзив – невероятный!

Я никогда прежде не видела этого номера, и смотрела сценку с огромным удовольствием и интересом – ведь придумал и впервые показал её знаменитый русский дрессировщик Владимир Дуров в самом начале 20 века. Дуров создал совершенно новый для того времени жанр – клоунада с дрессированными животными. Он первый применил для дрессировки животных «метод ласки и вкусового поощрения», основанный на наблюдении и использовании привычного поведения животных. (Если вас заинтересовала тема, стоить прочесть книгу В.Л.Дурова «Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт)»)

Во втором отделении мы снова увидели Антала Донерта и Лилу – в номере «Слон и лошадь». Лилу удивила меня своим артистическим даром: она, как озорная девчонка, прошлась галопом и станцевала Samba de Janeiro. После этого, как заправский акробат, изящно выполнила стойку на передних ногах.

Если б меня спросили раньше, может ли слон исполнить эквилибр на катушке, я бы ответила отрицательно. А тут я вижу, что Лилу аккуратно встает всеми четырьмя ногами на небольшую бочку-катушку и, переступая, катится на ней, преодолевает несколько метров. Ума не приложу, как может слон удержаться на какой-то бочке? Медведей на шаре я видела, но чтобы слон?! Удивительно.

В этом аттракционе есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: дрессировщик опускается спиной на манеж, а слониха сначала аккуратно перешагивает через него, а потом… ложится сверху! Напомню, что вес слона – 4 тонны! Представляете, какой глубины должно быть доверие и взаимопонимание между человеком и животным? Я думаю, что дрессура — это «командная игра», партнерские отношения, и человеку, и животному нужно учитывать особенности характера и поведения друг друга, вместе преодолевать трудности и радоваться удачам. И тогда получаются удивительно живые и яркие выступления, тогда мы восхищаемся и говорим: «Невероятно!», с удовольствием выступают животные и аплодируют зрители.

Самой юной участнице программы, Елизавете Филиппович, всего 13 лет. Лиза – дрессировщица в третьем поколении, она привезла к нам далматинцев, собак, которых не часто можно увидеть на арене цирка. Такие контрастные, черно-белые далматинцы с красными бантами необыкновенно свежо смотрятся на арене, эти собаки умны, азартны, артистичны, хорошо поддаются дрессировке и с удовольствием выступают. Наконец, они просто красавцы! Резвые псы катают бочку, прыгают в кольцо и через скакалку, берут барьеры, танцуют на задних лапах и играют в чехарду. Полтора десятка собак, пони и кошки-наездницы: выступление очень понравилось нашей пятилетней дочке, да и остальных маленьких зрителей, по-моему, не оставило равнодушными.

Как многие «цирковые» дети, впервые на арену Лиза вышла еще дошкольницей, и опыт выступлений у неё уже внушительный. Готовить номер «101 далматинец» Лизе помогали мама и бабушка, а выступает очаровательная юная дрессировщица самостоятельно и очень ловко управляется со своими мохнатыми подопечными! А еще я узнала, что, несмотря на плотный график выступлений и гастрольную жизнь (школу ей приходится менять каждые полтора-два месяца!) Лиза отлично учится. По-моему, это достойно всяческого уважения!

Верный глаз, твердая рука, щелчок хлыста, как выстрел! Кнут в руках Замиры Уметбаевой кажется живым. Артисты показывают чудеса владения хлыстом: гасят свечи, рвут ленточки кончиком кнута. Заслуженная артистка республики Замира Уметбаева выступает со своим младшим сыном Константином.

Акробаты, канатоходцы и воздушные гимнасты

Очень понравился номер «Спасатели»! Я даже не сразу разобралась, что это не очередная клоунская реприза, а выступление акробатов-эксцентриков под руководством заслуженного артиста России Игоря Майорова. Артисты выступали в комических образах спасателей, а сам Игорь Майоров, конечно, был отважный капитан!

Эксцентрика (от латин. ‘excentricus’ — вне центра) — художественный прием, основанный на комедийно-заостренном изображении действительности, нарушении причинной связи явлений, норм поведения и логического смысла. Обязательным признаком эксцентрики является подчеркнуто комическое решение при жизненной достоверности.

С этим номером артисты выступили в прошлом году на Четвертом всемирном фестивале клоунов, который (вы, конечно, знаете!) проходит у нас, в Екатеринбурге – и удостоились высшей награды фестиваля. Мне кажется, это очень высокая оценка! Если вам не довелось увидеть бравых спасателей прошлой осенью – успевайте!

Если вы мечтали стать спасателем, хоть бы и на минуточку, или блеснуть талантами на арене цирка, будьте наготове! Во время выступления акробаты приглашают помощников из зала, готовых продемонстрировать свою ловкость и набросить на юнгу «спасательный круг». Я думаю, особенно запомнился поход в цирк тому молодому человеку, который неожиданно для себя оказался на арене и вместе с артистами прыгал и кувыркался на огромном «спасательном плотике». Меня заверили, что зрители не подсадные, а самые что ни на есть настоящие! Отличное выступление, веселое, динамичное, заряжает добром. А как смеялись дети!..

Акробатический ансамбль под руководством Игоря Майорова мы видели еще раз, во втором отделении – они закрывали программу. Зрелищные «Русичи» с невероятными каскадами прыжков – достойный финальный аккорд этого представления. Напомню, что акробатический ансамбль Русичи, под руководством заслуженного артиста России Игоря Майорова — обладатели специального приза в Монте-Карло! Вы, возможно, уже видели их выступления – мы видели, и, тем не менее, посмотрели снова с огромным удовольствием!

Меня заинтересовала история этой акробатической труппы, и на их сайте я прочитала, что «впервые номер под руководством Игоря Майорова ‘Темповые акробаты’ был представлен цирковой публике в 1977. Позже номер был обновлён… и всё действо получило название ‘Весёлые скоморохи’… В 1988 впервые в истории российского цирка была применена акробатическая дорожка, представляющая собой металлические рамы, с натянутыми на них резиновыми сетками. На тот момент это было революционным шагом, и позволило значительно увеличить амплитуду акробатических прыжков, повысить зрелищность и привлекательность номера, и расширить трюковой репертуар.

Аттракцион ‘Русичи’ — уникальная работа, которая включает нестандартные и захватывающие акробатические прыжки, оригинальные комбинации невероятных трюков. Русский традиционный стиль в одежде, музыке, в комбинации с передовыми техническими аспектами переносит зрителя в незабываемую атмосферу народного фольклора» ()

У этой команды действительно свой, необыкновенный и неповторимый стиль – стоить один раз увидеть их выступление и забыть будет просто невозможно!

В цирковом искусстве нет мелочей! При создании номера нужно учесть всё: трюковую составляющую, реквизит, свет, звук, костюмы, сюжетную линию, нужно обладать артистическим даром – и только гармоничное сочетание всех этих нюансов позволяет создать действительно выразительный номер, когда зритель полностью захвачен происходящим на арене.

Акробатическому дуэту Юлии Узких и Анатолия Собачко с номером «Случай с гусаром» это, без сомнения, удалось. Глядя на красоту парения, легкость и грацию артистов, забываешь, что воздушная гимнастика – тяжелый ежедневный труд, настолько естественным кажется их воздушный танец, они не работают, не выступают – они живут полетом. Анатолий во время выступления находится в постоянном контакте с аппаратом, и поэтому работает без страховки. Это заметила моя младшая дочка, и весь номер шепотом спрашивала, не упадет ли он, переживала и волновалась за артиста. Мы громко аплодировали, потому что все закончилось хорошо, и потому что номер нам понравился!

Туго натянут серебристый канат, по нему медленно катится зеркальный шар, а на шаре стоят, замерев в пирамиде, двое в серебряных одеждах. Как будто маленькая сверкающая планета тихонько плывет в космической черноте, среди звезд Млечного пути, и вокруг – только звезды и музыка. Маленькая планета для двоих влюбленных?

Такой романтичный, лиричный и трогательный миг, без сомнения, изюминка выступления «Акробатов на канате под руководством Юрия Краснова». В их номере — сочетание классического баланса на канате и акробатических трюков, а впечатляющий момент с шаром на канате – уникален, Красновы единственная в мире группа, выполняющая такой трюк. Диаметр шара чуть больше метра, а канат натянут на высоте пятого этажа! Юрий Краснов сам придумал и разработал конструкцию шара и имеет на это изобретение патент, и даже аналогов такого оборудования в мировом цирке нет.

В выступлении канатоходцев меня впечатлил еще один момент – начало номера (я такого не видела раньше). Луч света выхватывает из темноты фигуры двух артистов, они появляются непонятно откуда и идут по канату прямо над зрителями, необычно близко, тут, рядом… Люди задирают головы, удивляются, смотрят… Это так неожиданно было – не с манежа вышли, а будто из воздуха.

Красновы показали мастерство высокого класса, их номер, по-моему, очень зрелищный и действительно украсил программу.

Сюрприз второго отделения – робот-трансформер

А в начале второго отделения был сюрприз. Гаснет свет, начинается лазерное шоу… слышен звук заводящегося мотора, рокот приближается и на арену выкатывается такая ма-а-а-ленькая машинка, ну просто Молния Маквин. Темнота, только лазерные лучи да у машинки светятся колеса, контуры кабины и дверей. И – оживший мультик! – автомобиль начинает раскладываться-трансформироваться в большущего робота! По залу общий детский полувздох-полустон: «Вау!!!» И правда, «вау!» — я совершенно не ожидала ничего подобного и в полном восторге!

И еще очень хочется рассказать о проделках клоуна Билби, но я понимаю, что эти репризы нужно смотреть «вживую», невозможно передать словами мягкий юмор и доброту, обаяние и артистизм замечательного коверного Артема Велькина. Дважды я ловила себя на том, что смотрю его выступления, чуть ли не рот открыв: в репризе «Повар» меня насмешила неожиданная трансформация большого клоуна в маленького и широкого человечка, а реприза «Шары» — настоящий эквилибр на мячах.

Артем «Билби» активно вовлекает в клоунаду детей, поэтому тем, кто хочет получить шанс поиграть с клоуном лучше сидеть поближе – до 5-6 ряда, а мы смотрели традиционно с 11-го, и очень довольны.

В заключение скажу: да, мы, зрители, становимся все более искушенными, и удивить нас все труднее и труднее. Но, мне кажется, артистам нынешней программы это удалось! Большое спасибо всем, кто работал на манеже и за кулисами, и подарил нам этот праздник. Приходите и вы – зарядитесь доброй энергий и позитивом!

Напоминаю, что представления «Национального Будапештского цирка» проходят каждые выходные: в субботу в 16-00 и воскресенье в 12-00 и 16-00. Стоимость билетов — от 300 до 800 рублей, дети до пяти лет — бесплатно (без билета, без места, при наличии подтверждающего возраст документа).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: