Опровергая стереотипы: фольклорные игры в музее русской старины

К сожалению, не довелось мне ни в школьном детстве, ни в студенческой юности попасть в подобный музей. И поэтому до похода в фольклорный музей ЦК «Молодёжный» (бывший ДК МЖК) для меня как-то само собой разумелось, что русская старина, народные песни-пляски и прочие самоварные традиции – это ужас, какая скука, и интересует только старушек и искусствоведов. 15-е октября стало для меня в этом смысле днём большого открытия.

В этот день в музей фольклорного клуба «Перезвон» отправились одиннадцать одноклассников моего старшего сына (шестой класс, и, мамы поймут меня – это не самый простой возраст для походов по музеям) в сопровождении классной руководительницы. Я присутствовала на экскурсии в качестве прессы, однако, и мне пришлось побегать – но о подвижных играх чуть позже…

На первом этаже нас встретила русская красавица в красном сарафане и вышитой сорочке – Елена Прекрасная и Премудрая (так она сама назвалась). Уже позднее, на втором этаже, у двери в музей (а точнее, в «избу») она представилась более привычным для детского уха именем:

— Меня зовут Елена Ефимовна. Это значит, папу моего звали Ефим. А как звали твоего папу? – обратилась Елена Ефимовна по очереди к нескольким детям (которые совсем не ожидали такого интерактивного поворота событий). – У каждого человека есть отчество, — продолжила Елена Ефимовна. — Оно образовано от имени отца. В русской избе, куда мы с вами попали, гостей встречали в Красном углу, это была мужская половина, главная часть в доме, потому что глава семьи кто?.. Правильно! Отец!

Оживившись после таких простых вопросов, шестиклассники почувствовали себя смелее – им уже всё меньше казалось, что они попали в музей: гостеприимная изба оживала на глазах. Елена Ефимовна доставала из сундуков расшитые вручную платки, сарафаны, под смущённое хихиканье показала блузу кормящей матери – скроенную с большим простором, в расчёте на молочные реки:

— Детей раньше на Руси рожали много, детей в семьях любили, и быть кормящей мамой было очень даже почётно! – после этих слов хихиканье переросло в уважительный шёпоток.

Оказался в сундуке и расшитый крестиком рушник, которым при венчании встречали молодых хлебом-солью. После свадьбы рушник помещался всё в том же, главном – Красном углу и оберегал всю семью от напастей.

— Между прочим, ребята, сундук – это универсальный предмет мебели! В нём не только бабушки хранили приданое для внучек. Так как наши с вами предки были невысокого роста, то сундук служил им, кроме того, ещё и кроватью. Да-да! На сундуках спали, но не так, как сейчас спим мы у себя на кроватях, а спали, свернувшись калачиком, подобрав под себя ноги…

И ещё одно чудесное и чрезвычайно полезное открытие я сделала для себя в фольклорном музее, хотя касалось оно вовсе даже не древнерусского быта, а скорее психологии семейных отношений: оказывается, девочкам не всегда нужно уступать. (Если подумать, то по большому счёту, унаследованная с советских времён привычка слепо следовать этому ошибочному утверждению нередко губит мир и порядок в современных семьях). Эту мысль Елена Ефимовна объяснила просто и мудро на живом примере. В Красном углу оказалась целая коллекция музыкальных инструментов – баяны, гармони, балалайки…

— Поднимите руки, кто хочет попробовать поиграть.

Естественно, лес рук. И кто-то из девочек произносит: «Мы первые! Девочкам нужно уступать…»

— А вот это, дорогая моя, — вдруг обратилась Елена Премудрая к говорившей это девочке, — не совсем верно. Уступать нужно мужчине – в этом простой женский секрет и ключ к семейному счастью.

Никогда, друзья мои, не нужно забывать, кто в доме хозяин. Мужчина – глава семьи, за столом он первый начинал есть (а тарелок на всех не хватало, не у каждого даже была своя ложка!), и уж потом до горшка с кашей доходила очередь женщин и детей. Кстати, только мужчине в семье было позволено резать хлеб. Не даром говорят – «Хлеб – всему голова».

Мужчину нужно почитать. В том числе – и давать ему первому сыграть на балалайке. Вначале – мальчишкам, а потом уже и девчонкам показали, как правильно держать инструмент и позволили немного потренькать.

Наконец помощница Елены Премудрой – (Елена Ивановна) – взяла гармошку в свои уверенные руки и спела частушку. Тут дети немного смутились – в профессиональных руках инструмент звучит сочно, громко, а песни всё сплошь какие-то немодные, и тётя какая-то уж очень развесёлая…

И опять проницательная Елена Ефимовна подметила неловкое смущение детей:

— Да, гармошка звучала громко, празднично. Молодёжь собиралась в просторной избе, под гармонь не только пели и плясали, но также играли в разные игры. Между прочим, были среди них и игры поцелуйные. Мы с вами позднее сыграем в одну из весёлых народных игр, а пока…

Мы перешли во вторую половину «избы» — условно за «печку». В музее, к слову сказать, нет только печки, а в остальном – сундуки, расписные столы и стулья, ткацкие станки, утюги, самовары, валенки, салазки, куклы, туески лапти, чугунки… Всё это сотрудники Центра культуры «Молодёжный» и их единомышленники много лет собирали в экспедициях по уральским деревням…

Наша справка:

Центр культуры «Молодёжный» (бывший ДК МЖК) – был построен в молодёжно-жилищном комплексе как пристрой к одному из жилых домов на улице Высоцкого. Как рассказывает директор ДК Валентина Николаевна Паркулаб (она же – руководитель фольклорного клуба «Перезвон» при ДК МЖК) в 80-е годы молодёжный жилищный комплекс был своего рода культурным, общественно-политическим и духовным центром Свердловска, это был город в городе. Бригады молодых энтузиастов строили жильё на месте болот и снесённых трущоб, дружилди семьями, помогали друг другу растить детей. Здесь же проходила вся неформальная жизнь – устраивали фестивали с музыкой, танцами и лицедейством, приглашая бригады МЖКовцев из других городов, в дни, когда рядом с ДК МЖК (это напротив Каменных Палаток) проходили молодёжные фестивали, приходилось перекрывать улицы – собирались тысячи людей. В ДК МЖК проходили собрания и митинги, здесь выступал с лекциями молодой Борис Ельцин и Галина Старовойтова, в подвале ДК МЖК родилась группа «Чайф», а Владимир Шахрин до недавнего времени жил в одном из соседних домов на Высоцкого. Здесь читал свои лекции отец семерых детей, приверженец закаливания и здорового образа жизни Борис Никитин, здесь собирались те, кто первыми стали практиковать в Екатеринбурге роды в воду… Так что ДК МЖК – это место намоленое, со своей энергетикой и памятью поколений. Многие, кто приходит сюда, говорят: «здесь так светло и хорошо». Это место со смыслом и своей историей. И сердцем этого места, безусловно, является фольклорный музей: экспонаты для него всё те же молодые энтузиасты-строители привозили из экспедиций по разным городам Урала и Сибири…

…Итак, мы продолжаем путешествие по музею и попадаем во вторую половину избы – это женское царство. Здесь – подвешенная к потолку и укрытая кисеёй «зыбка» для младенца, станки, на которых ткали и хлопок, и лён и даже создавали бисерные полотна. Здесь, «за печкой» — ухваты, самовары, чугунки, валёк для стирки белья и – чудо инженерной мысли! – резиновые сапоги-мокроступы с каблучком, полым внутри. Эти сапожки сельские модницы в начале прошлого века надевали поверх туфелек с каблуком. Каблук очень удачно вписывался в предусмотренное для него отверстие, и можно было бесстрашно отправляться на танцы через деревенскую грязь. В сельском клубе сапоги снимались, и модница оказывалась в чистеньких туфлях.

Если в Красном углу ребят развлекали громкими частушками, то на женской половине Елена Премудрая тихо спела колыбельную песню. Между прочим, старинная русская колыбельная песня – это не просто способ уложить ребёнка в постель, это ещё и учебник, рассказывающий об устройстве мира и семьи, о мире животных и мире людей.

Едва наши активные шестиклассники усмирились, послушав колыбельную, а тут – новое развлечение: загадки! Причём, совсем непростые.

— Зимой всё ест, летом спит. Тело тёплое, а крови нет (печка, между прочим!)

— На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был, домой к печи пришёл, там остался и всех накормил (глиняный горшок)

— Четыре ноги, два уха, посередине брюхо. Снизу – огонь, горячо, не тронь! (самовар)…

И наконец – самое чудесное и на мой взгляд, самое ценное в этой экскурсии: настоящие русские забавы!

— Чтобы вы, ребята, поняли, как работает ткацкий станок и что такое челнок, я предлагаю вам сыграть в одну простую игру…

Челнок

«Челнок бежит – Земля дрожит, шьёт-пошивает, дале посылает!» — и так всё скорее и скорее.

Елена Премудрая и … Елена Ивановна выстраивают всех гостей в две шеренги, и под это несложное четверостишие мы стройным рядом вышагиваем вперёд-назад. Между шеренгами бегает «челнок», чья задача – не оказаться зажатым между рядов. Потом ещё мы прыгаем над скрещенными палками, потом выходим в коридор и под гармонику и бубен скачем через длиннющую скакалку. Детям всё нравится, они втянулись в процесс, народные игры и громкая гармошка уже нисколько их не смущают, и в каждой игре – очередь из желающих быть первым. Впрочем, по привычке мальчики продолжают уступать девочкам, а те не стесняются этим воспользоваться.

Те же, кто не хочет бегать-прыгать, остаются в музее – можно в тишине и потрогать модные наряды столетней давности, и покрутить колесо старинного «Зингера», и разобраться с тем, как устроен ткацкий станок, и попробовать взвалить на плечо коромысло. По-моему, в этот день не только я, но и наши шестиклассники сделали для себя много удивительных открытий. Что же до меня, то теперь я буду уговаривать воспитательницу и родителей в детском саду у моего среднего сына – мне кажется, такой поход в музей для пятилеток пройдёт с ещё большим восторгом.

Тем более, что в программе под «занавес» — ещё и чаепитие у самовара. И уж совсем «на сладкое» — мастер-класс для начинающих балалаечников и гармонистов.

Кстати, о мастер-классах

В Центре культуры «Молодёжный» на каждый праздник Православного календаря проводятся тематические вечорки: так, на Покров (кстати, в ближайшее воскресенье, 19 октября) – здесь рубят и солят капусту, на Святки – гадают, на Пасху – раскрашивают яйца по традиционной технологии (с использованием воска)… Но, конечно, больше всего народу собирают праздники Рождества и Масленицы.

* В фольклорном клубе «Перезвон» есть группа для самых маленьких – «Колокольчики». С 2,5 лет дети занимаются с мамами – разучивают русские песни, играют и учатся делать кукол своими руками (занятие стоит 100 рублей).

* Для детей постарше (от 4-х лет), которые серьёзно решили заниматься пением, работает концертная группа, которая поёт на разных площадках города.

* Есть в ЦК «Молодёжный» и группа продвинутой молодёжи, которую громкое пение под гармошку не только не смущает, а даже наоборот, заставляет пуститься в пляс: каждое воскресенье в 18:00 здесь проходят самые настоящие вечорки. Учатся шить традиционные русские сарафаны и костюмы, в русских народных костюмах поют под гармошку и балалайку русские песни, разучивают кадрили, играют в старинные игры, причём возраст большинства участников вечорок – от 20 до 30 лет.

* По четвергам в 14:00 в «Перезвоне» собирается клуб «У самовара» — поющие бабушки и дедушки, со своими дивной красоты русскими песнями они объехали множество концертных площадок и продолжают выступать на разных праздниках в Екатеринбурге и области.

Этот музей – по большому счёту и не музей вовсе. Здесь всё можно не только потрогать и послушать, но и включиться в процесс. Лично у меня было ощущение, что я попала на съёмки фильма о русской старине. И ещё появилось чувство, что та самая «старина», о которой я раньше думала так пренебрежительно, не ушла в прошлое – она существует здесь и сейчас, в этом живом музее, в этом тёплом дышащем доме Она продолжает быть частью современной жизни: какой бы праздник мы ни отмечали, с чем бы ни повстречались в жизни, здесь можно и разучить колыбельные, и рождественские колядки, и пройти курс бисероплетения, и научиться делать куклу-берегиню… Наверное, поэтому, второе его название – «Живой музей».

Стоимость экскурсии с игровой программой и чаепитием – 100 рублей с человека.

Об экскурсиях и проведении праздников в фольклорном клубе «Перезвон» нужно договариваться заранее:

347-24-61 – фольклорный клуб

34724-49 – вахта ЦК «Молодёжный»

347-24-45 – директор ДК и руководитель фольклорного клуба Валентина Николаевна Паркулаб

Адрес: ул. Высоцкого, 22 (во дворе детской поликлиники)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: