Наиболее распространенный способ разделения буддийских школ — изучение языков существующих канонов (большинство из них написано на пали , тибетском , монгольском или китайском , хотя есть также архаические тексты, написанные на гибридном санскрите и буддийском санскрите ). Это разделение полезно для практических целей, но не полностью соответствует философскому или доктринальному разделению буддизма. Несмотря на множество различий, у буддийских ветвей также есть общие черты:
- Все они принимают Будду как учителя.
- Все они приняли Срединный путь , Закон обусловленности , Четыре благородные истины и Восьмирукий путь .
- Все они верят, что и миряне, и монахи могут следовать по пути к просветлению ( бодхи ).
- Все они считают статус Будды самым важным достижением.
Около 250 г. до н.э. из-за появления противоречивых мнений о религии царь Ашока сформировал третий буддийский совет, призванный навести порядок в общине и подготовить окончательный текст слов Будды. Во главе с Моггалипуттой Тиссой , совет включает священные писания и Катхаваттху — текст, который борется с диссидентскими школами и не считает их истинно буддийскими. По этому поводу православные буддисты южноиндийской школы ВибхаджавадаЯ утверждаю, что первый шаг к освобождению — это личный опыт и критическое мышление, а не слепая вера. Вибхаджавада постепенно потерпит крах в Индии, но ее ветвь в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии до сих пор существует как Тхеравада. Его священные писания, Палийский канон , будут написаны на острове Цейлон (Шри-Ланка) в прошлом веке до нашей эры. Тхеравадины утверждают, что конкурирующие школы Сарвастивада и Дхармагуптакабыли осуждены советом, хотя некоторые источники считают, что Дхармагуптака является неотъемлемой частью Вибхаджавады. Эти две школы оказали свое влияние на северо-западе субконтинента и в Центральной Азии, и весьма вероятно, что они способствовали появлению Махаяны, их учения сохраняются школами Махаяны.
Традиция Тхеравады долгое время считала, что язык пали, язык канона, идентичен магадхи , восточному диалекту царства Магадха, на котором говорил Будда. Однако лингвистические сравнения между палийским языком Канона и Указами Ашоки не подтверждают эту гипотезу, а, наоборот, выявляют значительные различия. Наибольшее сходство между двумя языками обнаруживается в загрязненной диалектной форме Указов, написанных на скале в Гуджарате, недалеко от гор Гирнар .
Слово «Тхеравада» происходит от пали и переводится как «Доктрина старейшин» или «Древняя доктрина». Буддизм Тхеравадина поощряет развитие умственных способностей, здоровое развитие ума и требует избегания факторов, которые могут нарушить его ясность (например, алкоголь или галлюцинаторные вещества). Метод контроля сознания и тренировки ума — это медитация. Цель практик — достичь Нирваны / Ниббаны, наивысшего духовного уровня и освобождения от страданий. Учения Тхеравады говорят, что переживание страдания вызвано загрязнениями ума: жадностью, отвращением и заблуждением (иллюзией), а свободу можно получить, применяя четыре благородные истины и особенно восьмирукий путь. Школа Тхеравады основывает свое учение исключительно на палийском каноне и комментариях к нему.коллекцииСутта и Виная Канона считаются современными учеными самым ранним вариантом буддийской литературы и признаны подлинными всеми ветвями буддизма.
Буддизм Тхеравады сегодня широко распространен в Шри-Ланке , Мьянме ( Бирма ), Лаосе , Таиланде и Камбодже, а также в небольших частях Китая, Вьетнама, Бангладеш и Малайзии . Он постоянно растет в Европе и Америке