Все чаще и чаще родители набирают в поисковике словосочетание ‘раннее развитие детей’, ведь они хотят, чтобы их ребенок вырос умным и гармонично развитым человеком. Вот когда и у нас родилась дочурка, я задумалась, как же развить речь нашей малышки. Особенно остро встал для меня этот вопрос, когда я стала наблюдать за окружающими нас детками.
У очень многих происходит задержка речи, у некоторых очень даже серьезная. Эти наблюдения подтвердил мне и наш педиатр, сказав, что вообще у основной массы детей нынешнего поколения в раннем возрасте существует задержка развития речи. Я проштудировала несколько сайтов и сделала для себя выводы. По истечении 1,5 лет я хочу поделиться своими успехами. И конечно, советами и рекомендациями.
1. Поощряйте интерес к окружающему миру.
Особенно интенсивно становление речи происходит в раннем возрасте, то есть до двух лет. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысли, а для этого детям следует давать возможность безбоязненно высказываться, поощрять их интерес к окружающему миру. Те слова, которые малыш сначала только воспринимал, а затем понимал, при определенных условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно.
Не пеленайте ребенка, пусть ручки у него всегда будут свободными, ведь для развития очень важно изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются.
Не затыкайте рот пустышкой, когда ребенок не спит. Он ведь тоже хочет общаться с вами.
Предлагайте малышу интересные предметы для разглядывания. Как только дочурка научилась держать в руках предметы, когда мы гуляли, я давала пощупать ей предметы различной фактуры шишки, листочки. А сейчас она уже подросла и сама познает мир.
2. Как можно больше общайтесь с ребенком.
Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать ребенка своей речью. Для него в первые месяцы важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова.
Ваш малыш быстро сообразит, что внимание можно привлечь криком. А вы, по крику определив, что беспокоит ребенка, проговаривайте то, что вы делаете: ‘Ты голодный, вот мы сейчас будем кушать.’ ‘Ты мокрый, сейчас мы поменяем тебе подгузник’ и т.п.
Помните, что все знания об окружающем мире ребенок получает, наблюдая и общаясь с вами. Не оставляйте его надолго одного и не будьте молчаливой мамой.
3. Развивайте мелкую моторику рук.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
* Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
* Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
* Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
* Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы, пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
* Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Для начала подойдет крупная мозаика, где детали 4-5 см.
* Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
* Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. Я, например, просто взяла деревянную лопатку с дырочками из кухонного набора и красивый цветной шнурок.
* Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. Первой изобретенной мной игрушкой стало панно с пуговицами. Моя дочурка сразу очень заинтересовалась. На какое-то время она просто затихала, перебирая эти пуговки.
А когда интерес пропал к панно, я сделала двухстороннюю небольшую подушечку: на одной стороне все те же пуговицы (только на другом фоне), а с другой я пришила хрюшку (а вообще подойдет любой персонаж) со всякими детальками, позволяющими тренировать маленькие пальчики. Затем у нас появился «паровозик». Так назвала это изделие бабушка Ксюши.
* Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
* Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Такие массажные шарики диметром 3 см можно купить в любой Роспечати.
* Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. Например, вот такой мячик.
4. Ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.
— Например, нашей малышке очень понравилось, и она стала достаточно четко говорить первым слово «открыть». Она хорошо понимала значение этого слова. Тогда мы стали включать его во все игры и у нас стал налаживаться более долгий контакт. Результат: Ксюшенька стала более усидчивой и внимательной. Очень большой популярностью у нее пользуются плакаты из серии «ЛИНГ. Читаем с мамой».
— Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.
— Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми.
5. Как можно больше гуляйте с малышом.
Наш участковый педиатр говорит: «Какое количество часов вы гуляете с ребенком, на такую оценку вы его ростите!!!» Конечно, во всем нужна мера.
Природа устроена мудро, и в окружающей среде мы можем найти все необходимое для предупреждения болезней и сохранения здоровья.
Давно известно, что кислород — самый необходимый и востребованный элемент в нашем организме. Кислородное голодание (гипоксия) является одной из главных бед жизни человека в современном индустриальном обществе. В результате нехватки кислорода в крови нарушается работа мозга, понижается иммунитет, значительно ускоряется процесс старения организма, увеличивается риск заболеваний органов дыхания. Американские ученые считают, что проблемы с речью и развитием мозга в детстве прямо пропорциональны степени гипоксии.
Роль ультрафиолетового излучения очень велика. Оно повышает тонус организма, умственную и физическую работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение.
Вывод: все эти пять пунктов не требуют от вас каких-то больших денежных вливаний, а только терпения, внимания к ребенку и немножко творчества. А в итоге у вас растет замечательный, внимательный, активный, позитивный и развитый малыш.
Поделюсь нашими успехами: в свои 1,5 года Ксюшенька говорит и понимает значение достаточно большого количества слов, складывает два-три слова в предложение, очень общительная, любознательная и активная растет девчушка. Мы с мужем очень счастливы, чего и вам желаем!!!
В подготовке статьи использованы материалы следующих сайтов: