Юлия Гиппенрейтер представляет: сборник воспоминаний о своем детстве великих людей.
Ю.Б. Гиппенрейтер. Родителям: как быть ребенком
Издательство: АСТ, 2010 г.
Стоит какому-нибудь автору завоевать мега-популярность, как его имя начинают активно использовать для продвижения других книг, менее толковых. Появляются серии: «Марь Иванна рекомендует» или «Под редакцией Марь Иванны». Причем имя «звезды» пишут большими буквами с явным расчетом, что покупатель примет его за авторское – и купит, вернее купится. Как хорошо, что некоторые знаменитости держат марку, не скатываясь до ширпотреба. От профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер давненько ждут новых шедевров. Пока что мало кому из психологов-писателей удалось дотянуться до популярности ее первой книги «Общаться с ребенком: как?» Но гений есть гений, он за всю жизнь может одну маленькую формулу придумать, перевернувшую мир, и больше ничего не делать – мир и так вертится дальше по его формуле.
Эта новая книга – не личный труд Гиппенрейтер, не методика, но тоже полезное чтиво.
В Америке старинный друг семьи как-то сказал юному бонвивану:
— Фредди, когда-нибудь ты женишься на своей маленькой кузине.
Пораженный Фред ответил:
— Она ведь совсем крошка!
Но он всегда питал особое чувство к обожавшей его девочке, хранил детские письма и стихи, которые она ему писала. После длинного ряда любовных приключений с нью-йоркскими красотками и представительницами высшего света (среди них – Дженни Джером, будущая леди Рэндольф Черчилль) он вернулся в родную Англию и попросил тихую маленькую кузину стать его женой. Характерно для мамы, что она решительно отказала ему.
— Но почему же? — спросила я ее однажды.
— Потому что я была скучная. – Ответила она.
Причина довольно-таки необычная, но для мамы совершенно достаточная.
(Агата Кристи)
Итак, это хрестоматия. Сборник воспоминаний знаменитостей о своем детстве, детское восприятие мира и педагогические умозаключения. Среди авторов: Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Тур Хейердал, Марина Цветаева, Павел Флоренский, Лидия Чуковская, Наталья Сац и другие. Их воспоминания и заметки сопровождаются комментариями от Гиппенрейтер. Получился замечательный сборник, светлый и информативный, жаль, что он выпущен в столь неприметном виде, но такова судьба всей литературы от издательства АСТ.
Цитата из комментария Гиппенрейтер к рассказу Станислава Рихтера о себе, о его личном определении себя как «лентяя от природы», подтвержденном школьными наставниками.
Перед нами психологическая загадка: как можно думать об увлеченном, «захваченном» человеке, как о лентяе?! Ну, можно еще простить гимназическую наставницу – у нее, можно сказать, по определению, профессиональные шоры на глазах. Но сам Рихтер – о себе (?!). Однако, загадка парадокса – в его собственных словах и в его судьбе: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьет дрожь. Все меня в ней отвращало, и, прежде всего, она была обязательна». Вот в чем дело: обязательные занятия – вот где он был «лентяем»! Мы сталкиваемся здесь с серьезной позицией «общества», школы, учителей и родителей. Она навязывается детям, а потом становится собственной оценкой для детей и взрослых. Позицию эту можно кратко выразить словами: ленивый – тот, кто не умеет работать по принуждению. Еще раз повторим, С.Рихтер, как и некоторые подобные ему дети, помимо специальной одаренности, обладал еще одним даром: чувством собственного пути. Это особый, личностный дар, который пора понять, признать, и всячески оберегать в детях! «Лень» таких одаренных детей – это сопротивление затягиванию их на чуждый путь.
После этого вывода должен прозвучать коллективный выдох. Наверняка многие почувствовали на своей «шкуре» похожее давление со стороны общества. Именитые педагоги еще сто лет назад заявляли, что ленивых детей не бывает – бывают нечуткие взрослые. «Лень» ребенка – это в 99% случаев защитная реакция на ненужное давление.
…Психолог Марина Осорина, как обычно, приоткроет окошко в таинственные миры детей, расскажет о детских фантазиях и наблюдательности. Агата Кристи делится воспоминаниями о непростой жизни английских детей: каково быть все время «достойным» и вести себя прилично. Станиславский ярким отточенным стилем рисует картинки своего первого знакомства с театром. Лидия Чуковская рассказывает о своей семье с такой пронзительной эмоциональной силой, что становится жаль маленькую девочку в окружении Имен и Фамилий.
Снова Большая Дорога, снова зима, снова возвращаемся мы с ним откуда-то вдвоем. Мороз ненастоящий, градусов пять, не более. Сеется мелкий снежок… Мы вынуждены отступить в придорожный сугроб, из переулка на Большую дорогу медленно вытягивается нам навстречу обоз со льдом. …Медленно, нудно тянется обоз: мне надоедает глядеть на лошадей и на прозрачные прямоугольники только что вырубленного льда. Наконец обоз проскрипел. Последняя лошадь, последняя глыба льда, последний шлем. Мы ступили на дорогу. И тогда новая помеха – Репин. Оказалось, он на той стороне. В теплых башмаках, в мягкой меховой шапке, весь припорошенный снежком, пережидает обоз, как и мы. Мне досадно: теперь они будут разговаривать! Опять стой! Репин, сняв перчатку, учтиво здоровается с Корнеем Ивановичем, потом протягивает руку мне. Нет, долго ждать не приходится. Что-то такое условились насчет «среды». Снова учтивые рукопожатия – и Репин исчезает в снегу. Мы движемся сквозь снег в одну сторону – он в другую. Но не успеваем мы сделать и десяти шагов, как происходит нечто странное. В отца моего словно вселяется бес. Корней Иванович вдруг срывает с моей руки перчатку и бросает ее далеко в сугроб к кольям чужого забора.
— Тебе Репин протягивает руку без перчатки. – Кричит он в неистовстве. – А ты смеешь свою подавать, не снявши! Ничтожество! Кому ты под нос суешь рукавицу? Ведь он этой самой рукой написал «Не ждали» и «Мусоргского»! Балда!
Книгу стоит прочитать, не торопясь и с любого места, чтобы отдохнуть душой, встретившись с грамотным литературным языком, мастерством высокого стиля. Каждая история заставляет думать, слышать автора как наяву, благодаря нескольким правильным словам и щемящим образам. Гении в детстве были обычными детьми со своими комплексами и ошибками, зачастую они воспитывались в суровой атмосфере, куда более жесткой, чем нынешние проблемы. Их рассказы умело «опускают» взрослого до уровня ребенка и заставляют уважать стремление детей понравиться родителям, сделать им приятное, занимаясь нелюбимыми делами (как получилось у Цветаевой, например). И это старание также остается недооцененным, в то время как сами взрослые крайне редко уступают друг другу в принципиальных занятиях.
Мы много думаем о том, как сделать из ребенка правильного взрослого. И мы мало времени и сил уделяем ребенку-как-ребенку, по мелочам пытаясь преувеличить его способности и умения, его ответственность. Такие патетические мысли навевает книга. Все что нам остается, это гладить детей по голове и оберегать их жизнь, а остальное они сделают сами.
Цена книги в магазинах: ~250 руб.