Почему детям вредно смотреть телевизор и играть в компьютер? Нормально ли, если ребенок часто просыпается ночью? Что делать, если ребенок не хочет учиться? На эти и другие вопросы — детский врач-невролог Анна Малеина в рамках совместного проекта U-mama и МТС.
Разбираемся, с какими симптомами необходимо и прислушаться к рекомендациям врача.
Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через *.
Что такое SmartMed?
SmartMed это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами.
Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа.
Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате.
Влияние компьютера и просмотра ТВ
U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон — собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?
А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.
К тому же, в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.
В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте в ряде случаев письмо — не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.
U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.
А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации ограничить просмотр ТВ, компьютера и до 40 минут в день.
Нарушение сна
U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра — это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.
А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.
Сон это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл сон-бодрствование еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.
U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…
Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для отлично не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.
А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.
Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.
U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем . Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?
А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.
Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину . Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!
Нарушение памяти и внимания
U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это . Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?
А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, . В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать . Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение очага поражения и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов.
U-mama: Сын 12 лет . Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода — ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?
А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.
Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.
Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.
Непроизвольные движения в теле
U-mama: Ребенку 8 лет, первый класс. Примерно с лета по ночам стала скрипеть зубами. И ещё одна проблема — не спит одна. Вечером укладываю дочку, ухожу к себе, она просыпается ночью, приходит, ложится спать к нам (одна не засыпает никак: включали ночник, свет в коридоре, читали книжки. Она просто начинает реветь, в итоге приходит и стоит возле нашей кровати.
А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.
Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.
U-mama: Присоединюсь к вопросу про зубной скрежет по ночам. У меня сыну 15 лет, и временами эта проблема сильно беспокоит. Педиатр направил к неврологу, это было года 3 назад, невролог сказал — а почему пришли ко мне, сдавайте на глисты. Сдали — не нашли ничего. Временами лучше спит, а иногда, аж челюсть утром болит. Кто же всё-таки занимается этим — невролог, стоматолог, педиатр? Как лечить?
А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) это вариант парасомнии, то есть расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.
Иногда причины могут быть стоматологического характера: нарушение прикуса, стирание эмали и др.), и тут без очного приема стоматолога не обойтись. Если бруксизм сохраняется необходимо провести обследование (полисомнография) — для исключения более серьезных заболеваний (например, ).
U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.
При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.
В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.
А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат Ново-Пассит, согласно инструкции, назначается с 12 лет!
Под видом тиков могут маскироваться другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись тиков, гримас, если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).
Проблемы с речью
U-mama: Ребёнку 1,5 года. Не говорит. Есть много звуков (у, э, о, и т.д.), протяжные, есть слоги (ма, ба, ня, ля), но ни к чему не относятся, не предметно. Маму мамой не называет и т.д. Есть повод для обращения к специалисту?
А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции : это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.
В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.
U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.
В один момент начал заикаться (возможно, я ошибаюсь, но думаю, что от большой нагрузки), обошли многих именитых врачей, выполнили все рекомендации — лучше не стало. В настоящее время никакую медикаментозную терапию не принимаем.
Вопрос в том, можно ли нам принимать опять курсами ноотропы (для развития речи) на фоне заикания. Доктора на время лечения их исключили, т.к. были назначены финлепсин, антиоксидантные препараты и опасались очагов ЭПИ. Провели исследование УЗДГ (ничего критичного) и видеомониторинг сна — очагов ЭПИ не зарегистрировано.
А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.
С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.
Проблемы с мочеиспусканием
U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).
В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?
До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.
А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.
В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.
U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?
А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.
Проблемы с поведением
U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?
А.М.: При проявлении указанных расстройств поведения у ребенка, в первую очередь, рекомендован очный осмотр у невролога, психолога, педиатра — для исключения соматических расстройств: анемии, порока сердца и других, необходима и консультация нейропсихолога. На приеме доктор определит план дообследования. У большинства детей с хорошим психомоторным развитием важную роль играет соблюдение режима сна, дозированных нагрузок. Каждый такой случай рассматривается отдельно. В ходе очного приема специалистом оценивается время появления расстройства поведения, устанавливается связь с конкретными событиями.
Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития возрастного кризиса 3-х лет, и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!
U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки…
А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.
К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.
U-mama: Ребенку на днях исполняется 5 лет. Родился с диагнозом ППЦНС. В 1 год с учета у невролога сняли. Ребенок импульсивный, возбудимый, неусидчивый. Если что-то сразу не получается, начинает психовать. Надо во всем быть первым (первым одеться, первым занять качели и т.д.). Если в детском саду кто-то вперед него что-то сделал — обижается, опять психует. Может под стол залезть и сидеть там во время занятий (редко, но все же). В то же время память хорошая. Считает до тридцати. Знает почти все буквы. В группе один из самых развитых. Проблемы в основном в поведении. Дома ведет себя нормально. Видите ли вы в этом проявления неврологии? Заранее спасибо.
А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, . Важна оценка нейропсихологического статуса оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.
U-mama: Ребенку 6,5 лет. Диагнозов, кроме дизартрии, не ставят. С речью проблемы, но занимается у логопеда. Очень эмоциональный и легковозбудимый. Может зареветь на практически ровном месте и потом не успокаиваться (например, хотел сам нажать кнопку, а я уже успела нажать). Причём, если у всех это обычно проходит с возрастом, у моего наоборот усугубляется. Раньше объяснишь, что ну вот что делать, я уже нажала эту кнопку, теперь обратно её не отжать, он успокаивался и постепенно расслаблялся, но чем дальше, тем дольше он ревёт. Стала появляться агрессия во время таких истерик, может чем-то бросить, ударить, толкнуть. Рычит, кричит. При этом агрессия не бывает направлена на меня. Меня он ни разу не ударил, не сказал я с тобой не дружу, не оттолкнул. Наоборот мамочка, мамочка. А вот с другими — запросто. Записались к психиатру, но когда были полгода назад, она ничего не увидела.
С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.
Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((
А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.
Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!
U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.
И вот наблюдаю за ним — где-то даже опережает сверстников, говорить начал рано, говорит чисто, речь развитая, память хорошая. А в каких-то моментах отстает, как мне кажется. Например, не может кататься на велосипеде, хотя умеет держать равновесие, на беговеле катается хорошо, но когда три действия одновременно — педали, руль, равновесие — не может.
Никак не может разобраться с понятиями — вчера, сегодня, завтра. Не знает, что сейчас утро, день или вечер.
Когда чем-то увлечен, может и 2 часа сидеть и делать что-то. Когда просто надо подождать, и т.п. и 5 минут не усидит спокойно.
Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.
Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?
Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).
Телефон и компьютерные игры — нет совсем, мультфильмы и фильмы — дозировано.
А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше тем они более эффективные.
Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.
У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.
В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого оценивает психологическую зрелость ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.
Возможна консультация психиатра — для исключения возможных расстройств. Во время осмотра доктор оценивает зрительный контакт, общее , бытовые навыки.
Другие проблемы: головные боли, эпилепсия, переворачивание на бок, остеопатия
U-mama: Подскажите пожалуйста, коэффициент пульсаций на эхографии 32,4% у ребенка 5 лет, остальное в норме. Это может быть проявлением чего-то? И нужно ли какое-то лечение? Периодически жалуется на . В 3 года на доплере были признаки церебральной ангиодистонии по церебральному типу.
А.М.: Сразу оговорюсь, что приведенные результаты обследования следует считать как приблизительные — реоэнцефалография в качестве метода диагностики причин головной боли сегодня уходит в прошлое, поэтому интерпретировать изолированный показатель в рамках причин головной боли крайне сложно. Как правило, в детском возрасте головная боль бывает обусловлена причинами соматического характера, такими как: ОРВИ, синусит, отит, анемия (латентный железодефицит) или нарушение режима дня. Для подтверждения диагноза и выявления причин головной боли в первую очередь необходимо обратиться к педиатру, который наблюдает вашего ребенка. В ходе очного осмотра он определит план дальнейшего обследования и лечения.
U-mama: Ребенку 1 год 11 мес, вес 11 кг. с 9,5 мес, генерализованные приступы. Принимает Депакин хроносфера 500 и Кеппра 450 в сутки (повысили Кеппру на 50 мг 08.10.2018), приступы не ушли. Последний был в ночь с 5.11 на 6.11, не полностью развернувшийся (прошел быстро, буквально за 1 минуту). Есть ли необходимость в смене терапии (по словам эпилептолога повышать дозы больше нельзя) или надо подождать?
А.М.: Чтобы решить вопрос с коррекцией лечения, необходимо провести видеоЭЭГ-мониторинг в течение 4-х часов в динамике, с учетом приема препаратов, а также определить концентрацию препаратов в крови (вальпроевая кислота, леветирацетам), выяснить данные о переносимости терапии, побочных эффектах т.д.)
В первую очередь в этой ситуации необходимо определить причину и форму заболевания — идиопатическую или симптоматическую. Исходя из этого, устанавливается тактика дальнейшего обследования и лечения. В ряде случаев ставится вопрос об оперативном вмешательстве.
Что касается вопроса об эффективности увеличения дозы: это можно оценить не ранее, чем через 2 недели после коррекции дозировки! Лечение эффективно в случае полного купирования приступов, в противном случае не ждут, проводят коррекцию лечения.
U-mama: Если ребёнок (4 месяца) предпочитает переворачиваться только на правый бок — нужно ли волноваться? На левый тоже умеет, но не любит. Через правую сторону очень много в течение дня переворачивается. Недавно даже сама с живота на спину начала.
А.М.: В первую очередь, в данной ситуации не следует волноваться — поворот ребенка через один любимый, в данном случае, правый бок вариант нормы, как правило, так и бывает. Старайтесь почаще стимулировать повороты через левый бок этому могут способствовать такие несложные упражнения как сгибание правой ножки в тазобедренном и коленном суставах и отклонение ножки влево ребенок будет поворачивать самостоятельно ручку и тело. Удачи вам!
U-mama: Хотелось бы услышать ваше мнение о мануальных терапевтах и остеопатах. Невролог предложила под контролем УЗИ править 1-й шейный позвонок. Я сомневаюсь, насколько это безопасно. Остеопатов нет среди врачей муниципальных поликлиник. Почему?
А.М.: Лечение у мануального терапевта и , тем более если речь идет о пациенте детского возраста, проводится строго по показаниям. Среди детских специалистов таких врачей немного. Решение о таком виде лечения может принимать только лечащий врач, который наблюдает ребенка, с учетом его диагноза.
В данной ситуации также можно обратиться к врачу ЛФК, который поможет подобрать для ребенка правильный комплекс упражнений.
Фото:
*SmartMed = Cмартмед. Приложение SmartMed является частью комплекса медицинских услуг при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом (или его законным представителем). Онлайн-консультации консультации с медицинским работником с применением телемедицинских технологий. Телемедицина медицинская помощь с применением телемедицинских технологий. ПАО МТС. АО Группа компаний Медси. Лиц. ЛО-77-016451 от 02.08.2018 г., ,
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. |