Секреты детской самостоятельности

Во время одной из летных поездок с детьми мы наблюдали такую картину: мальчишка решил постирать свои вещи, опустил в тазик с мыльной водой, через несколько секунд достал их, увидел, что они такие же грязные и удивленно воскликнул: «Но почему? Ведь в рекламе они становятся белоснежно чистыми?». На другом выезде мы с ребятами решили подняться на самую высокую гору в округе. По пути некоторые из них возмущались, почему им не предоставили личный транспорт, чтобы добраться до вершины, а те, кто взяли с собой сотовые телефоны успели «вылить» свое негодование на родителей.

Многие взрослым хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным, ответственным, уверенным в себе и в будущем стал зрелой, творческой и успешной личностью. Так что же это значит: быть самостоятельным? И что могут сделать родители для формирования самостоятельности в своем ребенке?

Самостоятельными не рождаются, а становятся

А вот зарождается самостоятельность уже в раннем детстве. Важно увидеть ее проявления, помочь росткам окрепнуть и развиться. Это непростая задача, стоящая перед каждым родителем. Как недооценка, так и переоценка детской самостоятельности весьма существенны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью детей перед лицом жизненных трудностей. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности? Как распознать ее возрастные проявления?

Во–первых, единой, абсолютной для всех самостоятельности нет. Если понаблюдать за трехлетними малышами в детском саду, то можно заметить, что кто-то, собираясь на прогулку, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, пока освободится воспитательница и поможет ему одеться. Но эти ребята могут поменяться местами, например, на занятиях по рисованию, или развитию речи? Как определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы с уверенностью можно было сказать: «Ну вот, теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!»

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Мы знаем, когда нужно приучать ребенка к горшку, когда нужно приучать самостоятельно кушать, когда требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело. С другой стороны, психологи определили, что есть такие виды деятельности, овладение которыми в полном объеме и позволяет быть самостоятельным по — возрасту. От 1 до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 – учеба, от 14 до 18 – общение со сверстниками, а от 18 и выше – профессиональное самоопределение, труд. Однако, каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хоть и по общим возрастным законам.

Темперамент, врожденные способности, сфера интересов, семейный стиль поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не стоит увлекаться возрастными нормами, лучше сравнить самостоятельность ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если «репертуар» самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже не вполне справляясь с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

До определенного момента ребенок осваивает свойства предметов, которые его окружают, и учится совершать простые действия с ними: мячик круглый, его катают, пылесос гудит, а щеткой водят по полу, в коробку можно что-то положить и т.д. Он особо не задумывается, зачем включают пылесос, что в этом действии есть особый смысл: после его завершения, есть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своей целью сделать так, чтобы в квартире стало чисто и ради этого возьмется за пылесос, тогда можно считать, что он сделал шаг к самостоятельности.

Первые ростки целеустремленности можно увидеть в желании помочь родителям: помыть посуду или забить гвоздь, сварить суп. Детям хочется быть такими же умелыми, как их родители. Но на первых порах не всегда хватает умения и настойчивости, чтобы инициатива не пропала, надо помочь. К сожалению, иногда родители сами не поддерживают « приступы» детской самостоятельности: ведь маме намного проще вымыть посуду самой или поставить ее в посудомоечную машину, чем с напряжением ждать когда и как это сделает ребенок… Если поддерживать ребенка регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Только так ребенок впоследствии может стать усидчивым, настойчивым и организованным. Неудача не станет для него поводом отказа от задуманного, а заставит удвоить усилия и в случае необходимости даже обратится за помощью. Очень важно помочь ребенку, а не сделать за него. Это необходимое условие развития самостоятельности. Как только ребенок почувствует, что может справиться сам, то с уверенностью откажется от помощи взрослого.

Многих родителей беспокоят примерно такие вопросы: «Если я не буду заставлять ее делать уроки, она за них просто не сядет, и запросто нахватает двоек!» «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут неприятности в школе!» «Если я не напомню, он забудет про тренировку. Как пугающе это не звучит, но ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействия. Отмечу лишь, что важно правильно этот опыт обсудить, без оценок, приказов и угроз. Только тогда он примет этот опыт и начнет взрослеть и становится самостоятельным. Всегда предлагайте ребенку выбор. Пусть он сам принимает решение, что для него актуальнее в данный момент.

Отмечу, что любой выезд без родителей является хорошей оценкой самостоятельности, проверкой его способности рассчитывать на свои силы, умением распоряжаться собой, своим временем, карманными деньгами и своей жизнью вообще. Проявив немного терпения и настойчивости, и позвонив ему, вместо возмущений вы услышите: «Мам, у меня все в порядке, но мне некогда с тобой болтать – ДЕЛА!»

Автор: Елена Смирнова, психолог Международной Школы Лидерства

Международная Школа Лидерства

г. Екатеринбург, ул. Радищева, 33

(343) 379-76-37, 379-77-11

http://www.jlider.ru/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: