Когда я занималась защитой прав потребителей, у моих клиентов часто возникали следующие ситуации: Продавец шел им навстречу, соглашался забрать некачественный товар, но не для того, чтобы вернуть деньги или заменить на новый, как этого просил огорченный покупатель, а для того, чтобы отремонтировать. И, более того, преподносил это как великое благо для покупателя — мол, видишь, я же разрешаю конфликт мирным путем. И особо эта ситуация осложнялась тогда, когда товар был технически сложным (особенно если речь идет о таком распространенном виде некачественного товара как смартфоны, которые входят в перечень технически сложных товаров, утвержденный Правительством РФ).
Вот давайте о возврате смартфона и поговорим. Итак, сложилась ситуация, когда некий покупатель приобрел вышеназванный товар, по истечении 6 месяцев у аппарата стал отходить экран. При этом презюмируем добропорядочность покупателя как пользователя сего устройства, а именно то, что покупатель использовал его в строгом соответствии с инструкцией, не ударял, не ронял, не мочил и т.п., при этом не важно, есть ли у потребителя чек, товарный чек или иное свидетельство осуществления покупки у данного продавца. По закону не важно, как вы подтвердите Вашу покупку именно у данного продавца — можете принести видеозапись, привести двух свидетелей и т.п. Как правило, принимают товар даже без этих дополнительных бонусов.
Защита прав потребителя: ремонт или деньги?
Итак, аппарат оказался некачественным, перестал осуществлять свои основные функции полностью или в части (существенный недостаток). Покупатель, согласно Закону о защите прав потребителей, в этом случае вправе обратиться как в сервисный центр производителя смартфона его марки (т.е. напрямую к производителю) либо в магазин, в котором он данный аппарат приобрел (т.е. к продавцу). Производитель, если конечно это уважающий свое имя производитель, скорее всего, о возможных браках в линейке определенной модели смартфонов знает, спорить не будет и, в зависимости от требований покупателя, либо вернет денежные средства, уплаченные за товар, либо заменит на аналогичный новый товар без дефекта.
Но как поступить покупателю в случае, если у производителя нет спеццентра или представительства в городе проживания покупателя, либо он отказался удовлетворить требования покупателя? В первом случае необходимо обращаться к продавцу, во втором можно писать претензию, ждать ответа, судиться или так же обращаться к продавцу.
Давайте пойдем путем наименьшего сопротивления и обратимся к продавцу. При этом мы уже можем иметь на руках результат независимой экспертизы о наличии брака в нашем смартфоне, а можем и не иметь. В своей практике я призываю своих клиентов не тратить деньги на экспертизу, которую должен будет впоследствии оплатить продавец: в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, оставим ему эту привилегию.
Итак, продавец принимает ваш смартфон на проверку качества (как же они любят эти проверки качества! прошу не путать с экспертизой). И установив, что в наличии брак, отказывается осуществить возврат денежных средств, а также отказывается заменить товар на новый (самые распространенные и любимые требования покупателей). А предлагает осуществить ремонт вашего смартфона, мотивируя это тем, что товар технически сложный и на возврат такого товара дается 15 дней. Однако, такая мотивация зиждется исключительно на незнании, неверном толковании, либо надежде продавца на то, что это прокатит и покупатель согласится на ремонт.
У меня было дело по защите прав потребителей, когда клиент осуществил два ремонта явного брака у продавца сотового телефона. Когда брак не замедлил себя проявить в третий раз, и клиенту в третий раз предложили чудо-ремонт, он отказался и обратился в суд с требованием вернуть денежные средства либо заменить некачественный аппарат на новый. Решение суда повествовало о том, что клиент своим правом (на выбор покупателя, предоставленным ст. 18 закона), предусмотренным законом о защите прав потребителей уже воспользовался, осуществив первый ремонт. Таким образом, более его требования удовлетворены быть не могут. И все остальные действия продавца и покупателя сводятся к постоянным ремонтным отношениям.
Поэтому, если в вашем смартфоне обнаружен брак, который затрудняет использование смартфона либо делает его невозможным, смело требуйте возврата денежных средств или замены его на новый в течение гарантийного срока, на него установленного (его вы можете посмотреть в гарантийном талоне или гарантийной книжке).
Вроде бы, нагловато со стороны покупателя, попользовавшись смартфоном шесть месяцев, возвратить его. Однако, данное право предусмотрено Законом и им же защищается. Пользуйтесь Вашими правами, не стесняйтесь.