Цирк детей для детей и взрослых

Отчёт о XIII-м Международном фестивале любительских цирковых коллективов «Цирк нашего детства».

Мы на первом представлении Фестиваля любительских коллективов. Гаснет свет и в таинственной темноте начинается лазерное шоу – огни танцуют в такт музыке, это очень красиво, и мой шестилетний Данил говорит: «внимание, нас сканируют». Звучит торжественная музыка, и за эти несколько минут в темноте публика настраивается на возвышенный лад. Но вот лазерное шоу закончилось, загорается свет – и из всех дверей в проходы между рядами хлынули нарядные цирковые дети!

«Мама, как их много! И они настоящие!» — Данил в восторге, мы сидим совсем рядом, и можно разглядеть, из чего сделаны костюмы маленьких циркачей и как они загримированы. Всего более пятисот детей из разных стран съехались в этом году в Екатеринбург для участия в XIII-м Международном фестивале любительских цирковых коллективов «Цирк нашего детства».

Позже, когда свет снова гаснет перед первым номером, Данил склоняется ко мне и признаётся: «они совсем такие же, как и я. Такого же роста и возраста».

Первым номером выступают самые юные участники фестиваля – детская группа воздушной гимнастики при Екатеринбургском Цирке. Девочки 6-9 лет показывают номер «Солнечные зайчики», демонстрируя чудеса гибкости. Одна самая смелая показывает номер на обруче в воздухе. В антракте мы пробираемся с Даниилом за кулисы и берём интервью.

Полине Русиновой 9 лет. Сначала она пришла в цирк как зритель, и ей понравилось. А в 6 лет бабушка привела девочку за кулисы.

— Для меня это и работа и развлечение, — говорит Полина. — Но больше – конечно, серьёзный труд. Я ещё не знаю, буду ли я в цирке всегда. Думаю, что я могла бы без цирка обойтись, но конечно, я бы без него скучала.

— Не страшно тебе под куполом цирка?

— Нет, совсем страшно! Только первый раз в 6 лет было страшно, и всё. Теперь уже совсем не страшно.

Мама Наталья Русинова:

– Мы с бабушкой заметили, что у неё есть интерес к цирку, и природные данные, растяжка и гибкость позволяют – мы привели её в детскую студию, и уже через полгода выпустили свой первый номер на таком же вот детском фестивале.

— Это наверное большая работа и для родителей тоже?

— О, да! Особенно перед фестивалем – бывает по два-три часа занимаемся тут и утром и вечером, ездим сюда, практически днюем и ночуем тут. Переживаем все вместе.

— Не страшно Вам, когда дочка под куполом цирка показывает свой номер?

— Очень страшно! Но есть страховка – говорят, она жизнь спасает, если человек обрывается. Но главное, чтобы ребёнок был спокоен. А мама-то всегда волнуется.

— Полина занимается с охотой или Вам приходится её заставлять?

— Иногда приходится и заставлять, это же будущая работа, будущая профессия.

— Вы уже так решили?

— Я думаю, да. Если у неё есть талант к этому и неплохие данные – то нужно это использовать… Но выбирать конечно ей.

— А как Вы посмотрите на то, что она скажет в какой-то момент: «всё, хватит цирка, я иду учиться на повара», допустим?

— А мы думаем, что этот вопрос рано или поздно поднимется. Обычно у них лет в 12-13 приходит этот кризис. Когда всё надоедает, и ребёнок хочет всё изменить.

— И что тогда Вы будете делать? Будете заставлять её по-прежнему?

— Там будем смотреть. Но пока ей нравится. Выступать, быть первой на фестивалях. Для неё важно, кто как смотрел, она спрашивает после представления: «кто хлопал?» Ради этого она и готова работать весь год.

— У вас есть ещё дети?

— Нет, пока нет.

— Вообще при таком напряжённом графике, при таких энергозатратах на воспитание цирковой звезды, наверное, им и непросто будет появиться :)?

— О, да, Полинины занятия занимают у всей семьи много времени и сил! Можно сказать, дом практически заброшен :).

— И Вы вместе с дочкой работаете?

— Получается, да.

Я внимательно смотрела на цирковых детишек. Вроде бы, такие же, как все: две руки, две ноги, непоседливые, весёлые… Но что-то в них есть особенное. Какое-то взрослое чувство ответственности скрывается за детской непосредственностью. И то, на что мы из зрительного зала смотрим, как на сказку и праздник, для них – настоящая работа.

Я обращаюсь к тренеру Полины – Юлия Юрьевна Шушарина руководитель группы воздушной гимнастики при Екатеринбургском цирке.

— Чем отличаются от обычных детей те, кто приходит к Вам в группу?

— Отличаются не те, кто приходит, а те, которые остаются. Это особый склад характера. Ведь воздух – это такая работа, и такая ответственность в голове («воздух» — профессиональный термин, означающий воздушную акробатику). И у многих детей она есть в голове с рождения. И те, кто остаются и готовы работать с этим своим свойством, они добиваются очень больших успехов. Но это всё через голову идёт: ребёнок на полном серьёзе осознаёт, зачем он здесь, чего он хочет и какая за этим мера ответственности.

— Не получается ли, что они лишены детства?

— Да нет. Я не пытаюсь здесь ломать детей – здесь у нас всё-таки творчество. Стараюсь корректировать репетиции, выезжать куда-то – они это очень любят, эти поездки в другие города, встречи с другими детскими коллективами. Я бы не сказала, что они лишены детства. Просто оно у них другое. Времени хватает и поиграть и поработать. Хотя, конечно, когда такие фестивали – то такая нагрузка на их плечи ложится, что да, на время подготовки фестиваля детство у них заканчивается. С мая месяца у нас интенсивные тренировки.

— Что делать маме, если ребёнок просится – хочу, мол, выступать в цирке?

— Надо прийти и показаться.

— Но ведь это выбор судьбы – он-то может и не осознаёт, он просто очарован, но легко может переключиться и на другое увлечение, если мы его приведём в любой другой кружок. Но если мы придём в цирк – это же навсегда?

— Часто да. Родители таким образом делают выбор его судьбы. Нужно прийти и попробовать, а там уже будет видно. Потому что дальше ребёнок всё равно будет делать выбор сам. И если цирк не станет его профессией, то в любом случае какой-то творческий посыл он здесь получит, а творчество – оно везде потом присутствует. Что бы ты ни делал, все надо делать с творчеством.

Пока мы беседуем с Полиной, её мамой и тренером, неподалёку разминаются «озорные обезьянки» — так называется номер Детской цирковой студии «Надежда» (г. Ижевск). Что они только не вытворяют! Кувыркаются с огромными мячами, гнутся, скачут и ходят на руках. Девчонкам – от 7 до 12 лет.

Я обращаюсь к руководителю Надежде Юрьевне:

— Эти дети – из обычных семей? Не цирковых артистов?

— Нет! Это наши, заводские. Их родители работают на нашем автозаводе, и студия у нас любительская. Обычной жизнью мы живём, учимся, трудимся, пять раз в неделю занимаемся.

— Это не много?

— А что мы успеем с ними за два дня в неделю?

— Как же у них ещё время остаётся на учёбу?

— Остаётся! Они все отличники и ударники, успеваем и на фестивали ездить, и на ёлках выступать, и на концертах. Как ни странно, чем больше времени ребёнок занят, тем больше сил у него и тем больше он успевает по жизни. Цирковые занятия – они очень дисциплинируют детей, повышают чувство ответственности. Ребёнок, который не знает, чем заняться в свободное от школы время, чаще всего жалуется на то, что ничего не успевает. И учится хуже. А здесь – они вынуждены планировать своё время, распределять силы так, чтобы и на тренировку успеть, и к контрольной в школе подготовиться, и ещё с подружками побегать. И они уже не могут без цирка жить – цирк для них это ритм жизни.

В таком хорошем цирковом ритме проходят у нашей семьи последние майские выходные – Данил уже побывал на открытии Фестиваля, на закрытие я отправляюсь с двухлетней Аней. Она, конечно, и в восторге от лазерного шоу, и от деток. Самый большой восторг вызывает у неё номер с дрессированной собачкой: вместе с клоунами на сцену выбегает … микро-верблюд! Впоследствии оказывается, что это переодетая собачка. Интерактив в цирке всегда пользуется успехом: собачка прыгает через приглашённых на арену зрителей, а когда номер почти закончен, к барьеру продолжают подходить новые дети – всем хочется попробовать себя в номере с дрессированной собачкой.

Эта собачка оказалась единственной зверюшкой на всём фестивале – любительские коллективы показывали акробатические номера и клоунаду. Впрочем, не всегда коллективы состояли из детей: так, «Цирк Друзей» из города Дзержинска привёз номер «Эквилибр на стульях»: лиса Алиса и кот Базилио пытались дотянуться до монетки, ставя стулья один на другой. В результате – «лиса» оказалась аж на девяти стульях, поставленных один на другой! Этот номер – совсем не детский!

«Саха-Цирк» из Якутии был представлен группой акробатов с кольцами.

Номер совершенно удивительный и при этом простой. Какой-то шаманский, истинно якутский: живой и горячий танец семерых молодцев, бесшумных и гибких, как дикие кошки. Хороший мужской номер, показывающий все чудеса мужской силы и ловкости – без лишних атрибутов, без страховочных тросов, без шестов и катапульт – просто юноши просто прыгали просто высоко и красиво через кольца. И зал гудел и аплодировал всякий раз, когда якутские прыгуны показывали очередной немыслимый трюк.

А из Удмуртии приехали воздушные гимнасты на ремнях – мальчик и девочка под куполом цирка показали прекрасный романтический номер. Они парили в воздухе, держась за руки, и моя маленькая Аня смотрела во все глазёнки. А когда дети спустились на арену, она махала им ручкой и улыбалась, как родным. Вот наверное, и ответ на вопрос о том, в чём прелесть такого цирка. Его делают дети – и для детей! И цирк становится ближе :).

В этом году впервые за 13 лет проведения фестиваля было решено отказаться от распределения мест: все участники получили… первое место! Главный приз, золотой клоун, достался каждому коллективу.

Члены жюри пояснили: очень трудно оценивать маленьких непрофессиональных артистов, которые все в равной степени старались. Комиссия посчитала, что будет очень справедливым вручить такой подарок всем в честь 1 июня.

Анатолий Марчевский – председатель жюри, Директор Екатеринбургского цирка пояснил это решение сразу по окончании церемонии вручения призов:

«Детки все золотые, просто золото! И мы не могли выбрать лучших. Тем более, сегодня День Защиты детей – каждый из них получил свой подарок, и они все – молодцы! У нас были коллективы, которые из года в год занимали одни и те же места – «золотые» коллективы, «серебряные»… Но нужно же как-то расти дальше!

В следующем году мы, скорее всего, тоже откажемся от распределения мест, и точно также каждый участник получит свою награду. Я считаю, что с педагогической точки зрения это очень правильно – ребёнок получает приз за свой труд, его работа оценена. Он получает стимул двигаться дальше. Ведь из любительских цирков вырастает профессиональный цирк. Несправедливо говорить, что любительский цирк хуже профессионального – время идёт, и сегодняшние любители завтра становятся профессионалами, а их место на фестивале любительских цирков занимают подрастающие поколения».

Дополнительно были учреждены специальные призы от Президента Фестиваля «Латина» — Фабио Монтико (Италия), Директора Будапештского цирка Иштвана Криштова (Венгрия), Гао Юэ – директора по международным фестивалям Китайского артистического агентства (Китай), Компании «Росгосцирк», Директора Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. Румянцева (карандаша) Валентины Савиной, Директора Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевского, Редакции журнала «PRO-Цирк».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: