Ушу для малышей: тренер — это терпеливый садовник…

Сегодня мы беседуем со Светланой Леонидовной Швецовой, тренером Урало-Сибирской федерации ушу. Она занимается с детскими группами разных возрастов, с 1,5 до 12 лет.

— Я начинала работать с подростками, группы 12-13 лет. И здесь мы столкнулись с тем, что к этому возрасту у большинства современных детей уже очень плохое здоровье. Растяжки нет, гибкость – ноль, тело – один сплошной зажим. У многих – недиагностированные в детстве родовые травмы. И родители всю жизнь не могли понять, почему у их ребёнка ограничение подвижности в том или ином отделе позвоночника, и смирились с этим, просто махнули рукой. И если ребёнок приходит заниматься ко мне в возрасте 10-12 лет, да и если даже в первом классе – всё равно, приходится какое-то время в начале потратить не столько на сами занятия, сколько на то, чтобы его «раскачать», растормошить. И только потом можно говорить о преподавании каких-то элементарных техник.

Поэтому я решила попробовать набирать в группы с более раннего возраста – с 8-9-ти лет. Но и там картина оказалась сходной. Я попробовала начинать занятия с 7-ти, 6-ти, 5-ти лет… Не поверите, я добралась таким образом до двухлеток! Сейчас я пишу авторскую программу «Крепыши: ушу для малышей». На собственном опыте я поняла: начинать занятия нужно в как можно более раннем возрасте, пока ребёнок ещё не напичкан зажимами – физическими и психическими, и с ним можно что-то сделать. В два года они открыты для со-творчества. Конечно, в этом возрасте нет смысла загружать их философией и японскими терминами. Я скажу: «делаем Сюй Бу (пустой шаг)» — они не поймут меня. Но как-то один из них подсказал: «это как водичку ногой потрогать». Ведь действительно, одна нога – стоит, другая – но носке чуть вперёд. Так теперь и называю для них – «трогаем ногой водичку». С малышами работать – одно удовольствие, они порой сами подсказывают удивительные образы, простые и ёмкие названия для сложных упражнений.

Но, знаете, сейчас я думаю, что даже и 2 года – это не предел. Ведь ушу – это мировоззрение, с него начинается любая восточная практика. Это не просто рукомашество и дрыгоножество — работа с телом идёт параллельно внутренней работе. Но прежде ребёнок перестраивается внутренне. А для этого должны поменять своё мышление сами родители. Так что можно сказать, что занятия ушу нужно начинать внутриутробно, а лучше даже – пусть будущая мама начнёт занятия задолго до зачатия.

…Ведь знаете, до чего порой бывает обидно! Приходят ко мне родители, и словно «сдают» ребёнка с рук на руки. «Вот наш мальчик (девочка), сделайте что-нибудь с ним, научите его всем этим восточным премудростям». Но ведь ребёнок живёт в семье, и никакое ушу не поможет, если он возвращается домой с тренировки, а ему говорят: «ах ты такой-сякой, никаких успехов не достиг!». Совсем другое — родители должны внушать ребёнку: ты любим, ты нам нужен, мы тебя принимаем всяким, и будем радоваться любым твоим успехам. Причём, лучше, если он будет чувствовать это с самого начала, ещё в животе у мамы.

Это один из краеугольных камней восточных единоборств – личностный подход. Здесь нет общих шаблонов, спортивных нормативов, которые ты обязан сдать. В восточных единоборствах тренер – это терпеливый и мудрый садовник. Можно, конечно, поливать растение средствами для выгонки роста, ну они вырастут быстро, но быстро и завянут! Тренер ушу сравнивает ученика, прежде всего, с ним самим — днём, месяцем, годом раньше. И отмечает именно ЕГО успехи: «посмотри, как много ты уже достиг с того момента, как пришёл к нам». Здесь Васю не сравнивают с Петей, а Машу с Дашей. И Петя, и Маша, и любой ребёнок учится объективно оценивать свои собственные успехи, не соотносясь с соседом. Да, может быть, другой ребёнок гораздо быстрее освоит какую-то технику, но это другой человек, и у него свой темп развития. Мы никого не подгоняем, всё должно быть естественно.

Постепенность, неспешность, внимательность и аккуратность – вот что лежит в основе восточного мышления. Когда ты им проникаешься, тогда и работа с телом начинает приносить результат. Более того, я скажу, что и в других сферах жизни у человека всё налаживается: он понимает, как выстраивать гармоничные отношения в семье, как строится устойчивый бизнес, как деньги зарабатываются, как научиться всё успевать… Человек учится быть в потоке жизни. И физически, и морально. Восточные единоборства помогают растить успешного человека не только внешне, но изнутри. Мы растим личность, а не олимпийского чемпиона. Ну и пусть он не будет завоёвывать места на соревнованиях, но он может стать успешным директором и правильно вести бизнес. В любом случае, всё в его жизни будет гармонично.

Впрочем, в восточных единоборствах много направлений. Есть и боевые искусства. Если говорить о том же ушу, то здесь есть, например, Ушу-Таолу – это ближе к гимнастике, с элементами акробатики, упражнения с посохом и мечом, очень красиво. А есть Ушу-Саньшоу – это контактный поединок. Здесь даются ударные и боксовые техники.

В любом случае, каким бы видом восточных техник вы ни занимались, обязательно нужен тренер и нужна смена обстановки. Поэтому вряд ли что-то получится у вас дома самостоятельно, по книжкам. Только в случае, если мама или папа сами долго практикуют, и уже они могут выступать в роли тренера для своего ребёнка. Не психологически, а с точки зрения техники. Но и такой вариант я бы тоже не советовала. Каким бы мастерством ни обладал родитель, он должен оставаться для ребёнка родителем. А тренер – это тренер, наставник. Его и слушают по-другому. Это разные роли.

По той же причине лучше не заниматься дома. Дом – это для ребёнка всегда место расслабления, отдыха, это тыл. И совсем другое дело – когда он выходит из дому, настраивается на определённый лад, проделывает какой-то путь, у него есть время созреть, подготовиться к тренировке. Он приходит, настроенный на работу, к человеку, также настроенному на работу, и тогда получается полноценное занятие. Дома, с мамой такие роли невозможны.

Главное, что может сделать для своего ребёнка взрослый, это сначала изменить своё собственное мышление. Мы должны, прежде всего, сами следовать тем правилам, выполнения которых требуем от него. Это непростая задача и для взрослого — научиться мыслить позитивно, не суетиться, радоваться каждому мгновению. У нас ведь даже взрослые не умеют отдыхать, не умеют радоваться. Дождик пошёл – плохо, солнышко выглянуло – жара, значит опять плохо. Во всём видят негативную сторону. Так почему мы удивляемся потом, что жизнь наша тяжёлая, и дети наши ходят, как в воду опущенные? Ребёнок должен впитывать это от взрослых: что бы ни случилось, всё будет хорошо. Если что-то не получилось сейчас, непременно получится со временем. Главное – не торопить события. В этом основа восточного мировоззрения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: