Первое место в рейтинге необходимых для учебы знаний и умений занимает зрительно-пространственное восприятие. Но сам этот мудреный термин неспециалистам, вероятно, понятен не вполне. И уж тем более неясно, для чего оно нужно и как его правильно развивать.
Мир вокруг меня
Зрение — тот канал, через который ребенок получает максимум информации об окружающем мире. Уже буквально в первые недели жизни активно развиваются зрительные зоны коры головного мозга. Этот процесс продолжается все дошкольное детство, и к 5-6 годам, как правило, у ребенка уже достаточно хорошо сформированы и зрительная память, и умение ориентироваться в пространстве, и способность анализировать и сопоставлять информацию, полученную посредством зрения.
Однако для своевременного и правильного формирования зрительно-пространственного восприятия необходима сложная, комплексная работа, которая начинается еще в младшем возрасте.
Для тренировки зрительного восприятия нужны хорошо известные детские дидактические игрушки: пирамидки, кубики с картинками на гранях и многие другие.
Второй важный аспект — умение определять положение предмета в пространстве. И этому ребенка обычно тоже учат родители. К примеру, играя в мяч с двух-трехлеткой, мы говорим: мячик у дерева, мячик за деревом, мячик под скамейкой, мячик в песочнице и т. д. Так мы тренируем его пространственное восприятие. Кроме того, к зрительно-пространственному восприятию относится и умение соотносить положение собственного тела в пространстве. И мы обязательно учим ребенка понимать, где у него правая рука и правая нога, где у нас верх и низ, что сзади и впереди. Но для успешной учебы в школе этого, увы, недостаточно…
Премудрости двухмерного пространства
Важнейший элемент подготовки к школе — формирование навыков зрительной дифференцировки на плоскости листа. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь:
* копировать геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции, положение на листе,
* различать похожие фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и ромб и т.д.),
* выделять фигуру из ‘шума’ и находить заданные фигуры среди других, штриховать фигуры, соблюдая направление штрихов и интервал между ними.
Начинать нужно с копирования самых простых фигур, а затем их сочетаний: прямоугольник и квадрат, овал и круг, треугольник и ромб. Когда ребенок освоится, предложите ему более сложные задания с фигурами в разных поворотах, с разными углами, фигуры, частично наложенные друг на друга т д. Важно точно передавать сочетание и направление штрихов.
Повторяем без ошибок
Развитое зрительно-пространственное восприятие — основа письма и чтения. Принято считать: если у ребенка нарушения чтения, это связано с несформированностью речи, а если у него плохой почерк, то причина в несформированности мелкой моторики. На самом деле и в том, и в другом случае чаще всего ‘виновата’ несформированность зрительно-пространственного восприятия.
Разберемся, как это происходит. Буквенные знаки, пишет ли их ребенок или читает, требуют, прежде всего, зрительной дифференцировки, определения расположения в пространстве их элементов. До тех пор, пока ребенок не отличает букву ‘п’ от буквы ‘н’, пока он не понимает, что буква ‘с’ повернута вправо, а ‘з’ — влево, что у строчной ‘в’ петля направлена вверх, а у ‘д’ — вниз, он не сможет научиться ни читать, ни писать.
Если зрительное восприятие затруднено, обучение пойдет с большим трудом. У ребенка будут появляться так называемые оптические ошибки, то есть он будет читать и писать вместо одной буквы другую.
Очень часто родители жалуются: все буквы знает — читать не хочет. А на самом деле ребенок не то что не хочет, а не может начать читать. Причем как раз из-за того, что зрительно-пространственное восприятие сформировано недостаточно, и, как следствие, замедлен процесс дифференцировки букв. Ведь как складывается процесс чтения? К примеру, ребенок читает слово ‘мама’. Сначала он дифференцирует букву ‘м’. Затем должен удержать ее в памяти. Дальше переходит к ‘а’, и все повторяется. Но рабочая память у ребенка еще очень короткая, и если он очень долго выделяет следующую букву, то успевает забыть предыдущую. В результате сложить, слить буквы не может, то есть не может читать.
Складываем… буквы
Как справиться с этой проблемой? Обычно рекомендуют больше читать. Но это самый неэффективный путь. Более действенный — путь формирования зрительного восприятия букв.
В этом случае помогает такое задание:
Берем азбуку в карточках и каждую букву разрезаем пополам по вертикали. Перемешиваем и даем ребенку три-пять букв за раз — количество зависит от его внимания и работоспособности. Ребенок должен правильно сложить все буквы. Когда это получается, такие же карточки делим по горизонтали и тоже складываем.
Это упражнение развивает способность определить по части целое, достроить мысленно изображение и, соответственно, способствует формированию зрительно-пространственного восприятия. Ребенок тратит меньше времени на дифференцировку букв и вскоре начинает читать.
Однако делать это можно только после того, как дошколенок будет твердо знать все буквы и немного уметь писать ‘по печатному’.
Эксперт: Марьяна Безруких, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор
Источник: