Жизненные мульты для детей и взрослых

Есть особая категория мультфильмов, которые можно смотреть и в зрелом детстве, и во взрослом возрасте и всем они дадут что-то ценное. Конечно, это не малышовые картины, их лучше показывать лет после 6-ти, еще лучше родителям смотреть их вместе с детьми. Ведь иные фильмы как новый жизненный опыт, требуют взрослого присутствия, чтобы быть усвоенными. Все полнометражные мультики в этом обзоре мы смотрели вместе с сыновьями (и лет им было в разное время от шести до одиннадцати), и одно могу сказать точно: дети оценили фильмы.

Кошмар перед Рождеством

Выход: 1993, США, русский перевод и дубляж 1995, режиссер Генри Селик, продюсер и со-сценарист Тим Бертон. Жанр: мультфильм, мюзикл, фэнтези, семейный. Время: 1 час 16 мин.

Не спешите кричать: Фуу! — глядя на скриншоты. Это удивительно, потрясающе трогательный и изящный мульт, настоящее высокоэстетичное шоу, редкий шедевр. К тому же, это еще и очень уютный мультик, несмотря на всю его замогильную стилистику. Это мульт-мюзикл, и он полон хорошей музыки, тонкая ирония льется все 76 минут, а страшные персонажи до боли милы. Лично я больше всех люблю доктора Финкельштейна (на картинке с тарелкой супа) он такой неунывающий тип.

Тим Бертон написал поэму Кошмар перед Рождеством еще в 1982 году, а после успеха его короткого мультика Винсент студия Диснея решила ее экранизировать. Не прошло и десятилетия, как начались съемки. Бертон должен был режиссировать этот мульт, но оказался слишком занят работой над картиной Бэтмен возвращается, так что режиссером был назначен Селик.

Почти все персонажи этого красочного мультфильма вылеплены из пластилина. Сколько же труда было потрачено трудно представить. Фильм удивительно детальный и по-честному последовательный, это по-своему отметил даже мой семилетний сын. При этом тонкая выдержанность и ритмичность: ни разу за весь фильм не становится скучно или излишне смешно / страшно / странно. Особенный сюрприз для взрослых русский дубляж: герои разговаривают и поют голосами Алексея Кортнева, братьев Самойловых, Тутты Ларсен, Гарика Сукачева, Николая Фоменко, Андрея Макаревича

Вкратце, история такова: для каждого важного праздника есть свой волшебный город. И вот жители города Хэллоуин отмечают очередной Хэллоуин. После чего их бессменный лидер Джек Повелитель Тыкв случайно находит портал в город Рождества. Джек поражен увиденным, он решает в следующий раз отмечать именно Рождество и склоняет на свою сторону сограждан. Дальше начинается полное умиление и философия в картинках на тему разных систем ценностей. Для вампиров и ведьм, зомби и скелетов самое прекрасное в мире страх и разрушение, именно этим они искренне наполняют праздник Рождества, и мы видим, чем это оборачивается для людей. Конечно, все закончится хорошо, добропорядочный Санта Клаус все уладит, а Джек и сограждане заново полюбят и оценят именно свой образ жизни. Но процесс Мы смотрели, не отрываясь.

Девятый

Выход: 09.09.09, США Германия. Продюсеры: Тим Бертон, Тимур Бекмамбетов, режиссер: Шейн Эккер. Жанр: анимация, боевик, фантастика. Время: 1 час 19 мин.

Одни только имена продюсеров этого мульта как бы намекают на желательность просмотра. Здесь вам и снова Тим Бертон, ответственный за эстетику и стиль, и наш Тимур Бекмамбетов (Дозоры, Смешарики. Начало), ответственный за философские навороты, драйв и яркий смысл. Предтечей этого мульта послужила короткометражка Шейна Эккера, с такими же сюжетом и названием, снятая в 2005 году. К ней были добавлены Бертон, Бекмамбетов, приличный бюджет и вот к 9 сентября 2009 года на киноэкраны во всем мире вышел новый отличный мультик.

Начало мульта довольно унылое: в лучших традициях стимпанка, мир лежит в руинах после глобальной катастрофы, на Земле не осталось ничего живого, только маленькие ожившие куклы и коррозийные машины-убийцы шатаются среди развалин. Но в один прекрасный момент сюжет начинает стремительно развиваться, и за интенсивными событиями зритель может разглядеть смысл и причины происходящего. Окончательно паззл сложится только в конце, когда мы узнаем об ученом, который изобрел способ вселять душу в разные предметы и создал девять кукол, в которых вложил частички своей души вместе с памятью о своих близких и врагах. И вот эти девять живых кукол и остались на земле после глобальной катастрофы. За ними охотились машины-убийы, восставшие против людей и уничтожившие на планете все живое. Куклы боролись за жизнь, в конце концов смогли объединиться, освободить товарищей и это вызвало первый живой дождь на планете, дало надежду на появление новой жизни. В финальных кадрах в каплях воды видны первые бактерии.

Философский смысл и контексты в мультике замешаны очень крепко: к делу пришита и алхимия, и робототехника, и борьба за власть, и всеохватная сила любви и самопожертвования. Фильм местами очень нежный и проникновенный, местами страшный и пугающий. Детям до 12 лет стоит смотреть его вместе с родителями. Героев озвучивают Геннадий Хазанов, Александр Пушной (кстати, в 420 серии программы Галилео с ведущим Пушным было показано, как создается этот мульт и как его дублируют, — можно найти и посмотреть), Константин Хабенский, Тутта Ларсен В общем, мультик впечатляющий и яркий, он говорит любви и даже терапевтичен в самом глубоком смысле.

Поп Америка (American Pop)

Выход: 1981, США. Режиссер: Ральф Бакши. Жанр: мультфильм, драма, музыкальный. Время: 1 час 36 мин.

Это очень красивый и очень проникновенный, реалистичный мульт. Я люблю его бесконечно и смотрела раза три или четыре, в последний раз дети прилипли к монитору вместе со мной и стало видно, что фильм понятен и ценен для них тоже.

И это очень радостно. Потому что у мульта есть два слоя и оба чудесные. В одном мы наблюдаем за историей четырех поколений одной семьи. В начале 20 века маленький Залми Белински с матерью эмигрируют в Америку из Российской Империи после еврейских погромов. Залми слоняется по городу в поисках приработка, связывается с артистами и агентами, с которыми и остается после гибели матери. Его жизнь оказывается посвящена сцене: здесь он взрослеет, находит любовь, у него рождается сын Бени, который становится виртуозным пианистом но погибает во время Второй Мировой, успев оставить сына Тони. Юность Тони приходится на пылающие 60-е, он бежит из дома, прибивается к рок-группе, его ждет известность, масса соблазнов и много горестей. Его сын Пит остается без родительской заботы тоже в юном возрасте, кое-как выживает, пробивается в музыкальной тусовке 70-х и становится рок-исполнителем.

В этом слое авторам удалось очень тонко и цепко показать: какие крепкие невидимые нити связывают родных людей, как много дает любовь и как тяжело жить без любви.

И есть у Поп Америки второй слой: культурный, исторический. Здесь мы наблюдаем историю западной музыки на протяжение нескольких десятилетий. Все начинается с классического джаза, выступлений в варьете 10-20 годов, мы видим американские гангстерские группировки времен сухого закона и Великой Депрессии, эстрадную музыку 30-х, эволюцию джаза и блюза в 40-е, затем рывок к хипповским тусовкам и рок-группам 60-х, видим, как наркотики втискиваются в жизнь артистической среды, и в итоге эпоху диско и панк-рока конца 70-х. В этом слое фильм тоже очень реалистичен: многие герои скопированы с конкретных людей, многие события воспроизведены почти буквально (но например, что касается исполнительницы Jefferson Airplain, не верьте, в жизни она была куда добронравнее и жива до сих пор, а судьба героини срисована, скорее, с Дженис Джоплин). Саундтрек фильма состоит из десятка самых популярных композиций разных времен.

При съемках мульта использовалась технология ротоскопирования, при которой фигуры всех персонажей срисовываются с живых натурщиков. Фильм ужасно правдоподобен и в воспроизведении городских ландшафтов, интерьеров, деталей в общем, его можно смотреть как исторический источник. Он глубоко трогает чувства, говорит о жизни, о любви, о маховике истории, о лишениях и способах выжить и стать счастливым.

Властелин Колец

Выход: 1978, США. Режиссер: Ральф Бакши. Жанр: мультфильм, фэнтези, драма, приключения. Время: 2 часа 12 мин.

Да, оказывается, по эпической книге Толкина давным-давно снят неплохой мультик. Его режиссером был Ральф Бакши, он работал с группой тех же художников, мультфильм создавался тоже по технологии ротоскопирования, поэтому его персонажи и сцены реалистичны и детальны. Занятно, что над этим мультфильмом работал уже упоминавшийся во первых строках Тим Бертон — в качестве переходного художника, хотя в титрах он не указан, это была его первая работа в мультипликации.

Изначально фильм задумывали разделить на две серии, но из-за финансовых проблем работа была несколько скомкана, сюжетная линия оборвана, но все равно значимость этого мульта для любителей Толкина велика. Кроме того, Джексон в своей экранизации ВК некоторые сцены взял напрямую из мультфильма Бакши, вплоть до диалогов. Так что можно говорить о заметном влиянии картины Бакши. В России копии этого мульта распространялись на пирастких кассетах еще в 90-е, а сейчас фильм можно скачать в HD-качестве, в профессиональном многоголосном переводе.

Думаю, вряд ли стоит пересказывать сюжет :) Он знаком нам по книге или по ВК Питера Джексона. Бакши старался следовать книге, хотя, разумеется, многие события урезаны или скорректированы. Несмотря на свои слабые стороны, эта экранизация смелая и во многом удачная. Очень радуют атмосферные фоновые прорисовки, реалистичные движения персонажей.

Есть, конечно, и минусы, многие толкинисты ругают картину за невнимание к индивидуальностям героев, за стремительность и незавершенность сюжетной линии, за отсутствие психологизма и романтического подтекста. Бакши не удалось передать дух книги, вложить в двухчасовой мультик с маленьким бюджетом всю эпику огромного мира Толкина, но при этом картина все равно интересна. А дети ее воспринимают, все же, заметно лучше, чем фильмы Джексона, — это мы проверили.

Опаснейшее путешествие / Корабельный холм

Выход: 1978, Великобритания. Режиссер: Мартин Розен, по книге Ричарда Адамса Корабельный холм. Жанр: мультфильм, драма, приключения, семейный. Время: 1 час 31 мин.

Этот мультик снят по очень хорошей и глубокой книге. Ее значимость где-то рядом с Нарнией. Если ваши дети любят такие вещи очень советую почитать. В нашей семье младший ребенок стал фанатом кроликов, поэтому в доме есть отдельная полка с книгами о кроликах. Стоит на ней и томик Адамса Корабельный холм, в четыреста страниц толщиной, между прочим. При этом дети (6 и 9 лет на тот момент) слушали книгу, затаив дыхание, требуя еще, перечитывая потом избранные места и слушая аудиобук с компа. Кажется смешным, что эта повесть о диких кроликах. О том, как люди выгнали их с одного насиженного места и кролики пошли искать другое. Но смешно только на первый взгляд, а потом книга затягивает и глубоко трогает, она проходится по целой куче разных тем, мы пытаемся смотреть на жизнь и людей глазами маленьких зверьков, которые тоже хотят жить счастливо и любят этот мир. У кроликов есть свои правила, свой язык, своя мифология и сказки весь их мир очень понятен и по-своему уютен, его хочется изучить лучше, как карту местности. Ричард Адамс сочинял эту историю для своих дочек, чтобы развлечь их во время поездок, а потом записал и дополнил. Широкой известности книга не получила, потому кролики Ну, о какой популярности тут может быть речь, кролик существо не героическое. Хотя книга чудо как хороша.

Мультфильм, конечно, не мог передать всех глубин и тонкостей книги, но он тоже очень стОящий. Хотя, все же, лучше смотреть его после чтения книги так вы приобретете гораздо-гораздо больше. В мультике, как и в книге, много драматичных, переживательных моментов, есть страшные места, битвы и гибель, так что детям до 12 лет лучше это смотреть с мамами-папами. Но есть много смешного и забавного, кроличьи мифы и кроличий язык, их шутки и милые особенности все это показано здесь.

Сам мульт напоминает картины Бакши по технике исполнения: атмосферные, хорошо прорисованные реалистичные фоны, детальные, правдоподобные фигуры и движения кроликов. Только в тех сценах, где мы видим кроличьи сказки, — стиль меняется на более мультяшный, что тоже очень здорово. Отзывы о мультике разделяются довольно четко на две категории: мрачный фильм, не показывайте детям, могут расстроиться и нет, что вы, это как раз нужный фильм о жизни, сделанный с душой. Так что, зная чувствительность своего чада, — решайте сами:)

Все мультфильмы в этом обзоре неоднозначны. В любом случае, воздушными и легкими для восприятия их не назовешь. Но, да, — есть такой жанр. Я бы сказала, такие фильмы, как специи, стоит брать понемногу, нечасто. Но брать определенно, стоит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: